В повести Владимира Железникова (1981), равно как в кинофильме Ролана Быкова «Чучело» (1983) одним из действующих лиц является Шмакова, чьё имя мы так и не узнали. По сюжету она капризная королева класса, Мисс Мечта, что подразумевало «самая-самая красивая» и невыносимо крутая, хотя, играла её девочка с обычной внешностью, которую можно охарактеризовать, как «банальная симпатичность» или же – симпатичная банальность.
Круглое лицо, вздёрнутый нос, светлые волосы, стройная фигурка, в которой уже угадывается склонность к полноте. Меж тем, в этом же коллективе есть реальная красотка – Мариша, дочь несчастной парикмахерши и таинственного московского папы, да и Железная Кнопка с её пронзительными глазами – эффектна. Остальные девочки, кроме совсем уже странной «карлицы» - не хуже Шмаковой.
Книжные образы «Чучела» можно лишь достраивать, а вот кинематографические - дают готовую пищу для размышлений. Ролан Быков гораздо лучше автора книги обыграл всю относительность «красоты» и «уродства», словно бы намеренно сделав обычную и не запоминающуюся Шмакову – богиней, а интересную, остренькую Лену Бессольцеву – чучелом.
Просто кто-то когда-то внушил той Шмаковой, что она – красива, тогда как Железной Кнопке, Марише и особенно Бессольцевой никто не капал на мозги, что они – восхитительные сокровища. Помните, в разговоре с Кнопкой циничная Шмакова произносит фразу: «Мы – нормальные, без комплексов»? Это слова, почерпнутые дома, от матери.
Вот тут я в своё время прочитала, что Шмакова всем кажется красивой из-за модных вещей и особой манеры поведения. Всё так, но я бы назвала базовой причиной именно воспитание. Если ребёнку, подростку постоянно говорить, что он – прекрасен, даже, если это неправда, он начнёт в это верить, а тех, кто будет сомневаться в очаровании такой Шмаковой, она просто пошлёт к чёрту и тут же забудет, ну, или отомстит.
У Шмаковых стоит в голове своеобразный «фильтр», не пропускающий критику. Ещё важный момент - Шмакова рано повзрослела, перейдя от бантиков к дамской причёске, к девичьему силуэту с штанами-бананами и к теме... поцелуев. Остальные всё ещё носят косы, заколочки, курточки из «Детского мира», как у Мироновой-Кнопки.
Шмаковы очень рано созревают и столь же рано отцветают, но всю жизнь потом считают себя лучшими, даже, если юношеская миловидность осталась в прошлом, а в зеркале ничего объективно-шикарного не наблюдается. Вам, наверняка, встречались женщины и даже бабушки, истово верящие в свою неотразимость. Иной раз их заносит, и они могут надеть какие-нибудь леопардовые леггинсы, ботфорты, мини в возрасте 50+.
Это не дурной вкус – они себя не видят «реальными», ибо держат в сознании только позитивные мысли о себе. Всё бы хорошо, но Шмаковы ненавидят всё, что «не они». На уровне чуйки (а она у них развита) они всё же сознают, что – заурядны и лишены самого главного – харизмы. Отсюда агрессия героини в адрес Бессольцевой, неприязнь к Марише, вылившаяся в драку и – бесконечное соперничество с Мироновой-Кнопкой, хотя, они играют на разном поле.
У Шмаковой в активе только затверженная красивость и ранняя девичья весна, а у тех трёх – масса интересных качеств. Их вёсны - ещё впереди. Финальную гонку Шмаковы всегда проигрывают – быстро выходят замуж, меняют мужей-кавалеров, резко и неблагородно старятся, но, повторюсь, упёрто носят «леопарда» и ботфорты.
Zina KorZina (c)
- Статьи о фильме: