Оба сервиза имеют как эстетическую, так и культурологическую, историческую и даже психологическую ценность. Мало того, их объединяет то, что они похожи, сделаны практически в одно время - один за другим - по заказу одного человека (любящего сына), и предназначены для подарка другому (матери). Любящий сын - это император Николай I (1796-1855), а его мать, соответственно, - вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (1759-1828) - вдова императора Павла I, многодетная мать, мать двух императоров и одного несостоявшегося императора (Константина, для которого его частная жизнь оказалась важнее исполнения обязанностей по управлению империей).
Известно, что Николай Павлович, будучи третьим сыном Павла I, даже и помыслить не мог, что окажется во главе государства, и единственным выбором для себя считал военную карьеру. Но звёзды сложились так, как сложились. Николай был поздним ребёнком, и как это часто бывает, балованным, был привязан к матери, и она в нём души не чаяла. Поэтому, когда в 29 лет Николай вдруг стал "самодержавным властелином", влияние Марии Фёдоровны при дворе возросло неимоверно. Хотя она и не занимала никакого государственного поста, достаточно было беседы с любимым сыном, чтобы чья-то карьера пошла под откос или взлетела ракетой. Как и супруг, Мария Фёдоровна была страстной собирательницей фарфора. Все об этом её хобби были осведомлены, поэтому придворные и правители других государств наперегонки дарили ей фарфоровые вещицы, которые могли привести её в умиление. Достаточно вспомнить сервиз дежене (фр. déjeuner), подаренный ей князем Н.Б. Юсуповым на именины в 1826-м году, или сервиз тет-а-тет (фр. tête-à-tête) - подарок от её родного брата, короля Вюртемберга Фридриха I (об этих сервизах читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farforovoe-assorti-servizy-ttette-dejene-6351374cf04b966ca73b0510). Но возможности императора Всероссийского ни шли ни в какое сравнение с возможностями любого, пусть даже и очень богатого вельможи!
Гербовый сервиз (по реестру о поступлении, "фарфоровый сервиз, вызолоченный, с разными фигурами") был заказан для подарка Марии Фёдоровне на ИФЗ в 1827-м году и тогда же выполнен.
Парадный сервиз был рассчитанный на 60 персон и предназначался для использования в Павловском дворце - личной летней резиденции вдовствующей императрицы. Состоял из 606 предметов (включая роскошные скульптурные композиции сюрту-де-табль (фр. surtout de table)). После позолоты основной колер - зелёный. Взамен утраченных изделий на ИФЗ в разное время исполнялись доделки (в основном, бились тарелки). В настоящее время в коллекции ГМЗ "Павловск" сохранились 325 предметов сервиза, в т.ч. ВСЕ НАСТОЛЬНЫЕ УКРАШЕНИЯ (сюрту-де-табль), а также 37 тарелок "с живописными фруктами". Основная часть сервиза экспонируется в Белой столовой Павловского дворца. Название "Гербовый" - не аутентичное, а Советский новояз: так его назвали при инвентаризации, состоявшейся после Войны - в конце 1940-х - начале 1950-х годов - из-за имеющихся на большей части предметов изображения государственного герба Российской империи - двуглавого орла со всеми полагающимися регалиями. Смотрим галереи ниже...
Золотой сервиз был заказан на ИФЗ императором Николаем I в 1828-м году для подарка матери - Марии Фёдоровне - к её тезоименитству и предназначался для Гатчинского дворца. В документах первоначально именовался как "покрытый БИРЮЗОВУЮ краскою с золотым украшением и вензловым именем Ея Величества". Был рассчитан на 60 персон и содержал 600 предметов. В 1850-х годах и позднее на ИФЗ делались многочисленных доделки к сервизу - взамен побитой посуды. В Павловский дворец ансамбль поступил в 1956-м году из Центрального хранилища музейных фондов. В настоящее время большая часть сервиза (228 предметов) экспонируется в Тронном зале Павловского дворца. Название "Золотой" получил при инвентаризации в начале 1950-х, очевидно, из-за обилия позолоты в декоре. В отличие от Гербового сервиза у Золотого сервиза после позолоты основной колер - бирюзовый.
Мария Фёдоровна скончалась осенью 1828-го года от "удара" и паралича (т.е. от инсульта). Очевидно, что у ней были давнишние проблемы с сердечно-сосудистой системой ("случайно" инсульт не происходит), и она страдала перепадами давления. Возможно, любящий сын, видя в последние годы её угнетённое состояние, хотел сделать всё, чтобы мать чаще радовалась, хотя бы подаркам, а она делала вид, что всё земное её всё ещё сильно интересует - такой был взаимный обман во благо.
Спасибо всем, кто дочитал. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.