Найти тему
Порцелиновый фан

Фарфоровое ассорти: сервизы "tête-à-tête". Дежене.

Такие сервизы - на две персоны - очень личные, для интимных встреч, придумали французы. Ну французы, вообще, известные своей куртуазностью ребята. По-старому говоря - ловеласы. На том стояла и стоять будет французская земля.

Чтобы при чтении и просмотре придать себе соответствующее настроение, предлагаю музыку из кинофильма "Эммануэль" начала 1970-х годов, но прогремевшего у нас в период "Перестройки и Гласности" (а также видеомагнитофонов и видеосалонов). Время было жуткое, но мелодия отличная, даже любимый в СССР Поль Мория взял её в репертуар своего оркестра.

Среди сервизов "на двоих" есть отдельная категория - сервизы "дежене" (от фр. déjeuner – завтрак). Ну то есть, допустим, кавалер после "горячей" ночки бросается на кухню (мне это тяжело представить, но, говорят, среди мужескаго пола встречаются и такие херувимчики), чтобы принести своей лапушке в постель чашечку бодрящего кофею. Или, скорее, дамочка с утра спешит приготовить завтрак, и когда со стряпнёй будет закончено дело, зовёт - с тормошением - ненаглядного (который устал, как пахарь, видит десятый сон, и никуда идти не намерен) откушать, чем Бог послал (в таком случае кофий можно заменить и на чай). Хотя правильней будет всё-таки чай или кофий приносить. На подносе. Да, для такого завтрака важной составляющей является поднос. Также обязательны две кофейные (или чайные) пары, чайник (или кофейник). Необязательными предметами являются молочник и сахарница (или конфетница). Могут быть присовокуплены ещё какие-то предметы. Первое, что приходит в голову - салфетницы. Но, в принципе, сервиз не предполагает большое количество предметов, поскольку весь он должен уместиться на подносе.

Юсуповский сервиз на форме (белье) завода А.Г. Попова, посвящённый боевым действиям русско-турецкой войны 1828-1829. Между прочим, А.С. Пушкин был непосредственным свидетелем похода русской армии, и свои впечатления он отобразил в "Путешествии в Арзрум" (ныне - турецкий город Эрзурум). Помните: "Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. — Откуда вы? — спросил я их. — Из Тегерана. — Что вы везете? — Грибоеда..."? Встреча Пушкина с телом Грибоедова произошла 11 июня 1829-го года по дороге из Тифлиса в Карс у перевала через Безобдальский хребет. Год изготовления сервиза - 1831-й год. Из фондов Государственного Русского музея. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Юсуповский сервиз на форме (белье) завода А.Г. Попова, посвящённый боевым действиям русско-турецкой войны 1828-1829. Между прочим, А.С. Пушкин был непосредственным свидетелем похода русской армии, и свои впечатления он отобразил в "Путешествии в Арзрум" (ныне - турецкий город Эрзурум). Помните: "Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. — Откуда вы? — спросил я их. — Из Тегерана. — Что вы везете? — Грибоеда..."? Встреча Пушкина с телом Грибоедова произошла 11 июня 1829-го года по дороге из Тифлиса в Карс у перевала через Безобдальский хребет. Год изготовления сервиза - 1831-й год. Из фондов Государственного Русского музея. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Моду на подобные сервизы в Россию привнёс Павел I. Он был большой любитель фарфора с юности, а по характеру - человек "закрытый", нелюдимый, удалённый матерью от государственных дел, при всём при том - наследник русского престола и примерный семьянин! Естественно, правители стран, где были фарфоровые мануфактуры (особенно - придворные) считали за честь одарить будущего Государя какой-нибудь редкостью. К примеру, о фарфором подарке Павлу Петровичу от Фридриха II Великого можно прочесть здесь (https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-kpm-berlinskii-serviz-pavla-petrovicha-1776-ili-1778-6316060eef468614a69d31ed).

Особенно по вкусу Павлу Петровичу пришлись камерные сервизы с видами любимых резиденций. Изготовленные из фарфора, они богато декорировались, подчас имитируя драгоценные материалы. Предметы этого чайного сервиза – с полихромными видами Павловска в резервах – обильно позолочены с введением рельефной орнаментики (мастикой), в целом создавая впечатление ювелирного золота. Лишь оставленные белыми донца изделий выдают фактуру истинного фарфора.

Чайный сервиз-дежене (на две персоны) с видами Павловска в резервах. Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Сервиз ровно той же формы (и с той же формой молочника), что и в галерее выше. Значит, это не доделка, а сервиз перелома эпох. Декор имитирует драгоценный металл. Понять, что основной материал - это всё-таки фарфор, можно если перевернуть предметы и взглянуть на донца (они белые). Автор росписи: И. Нестеров (по акварелям С.Ф. Щедрина). ИФЗ, прибл. 1799-й год. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чайный сервиз-дежене (на две персоны) с видами Павловска в резервах. Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Сервиз ровно той же формы (и с той же формой молочника), что и в галерее выше. Значит, это не доделка, а сервиз перелома эпох. Декор имитирует драгоценный металл. Понять, что основной материал - это всё-таки фарфор, можно если перевернуть предметы и взглянуть на донца (они белые). Автор росписи: И. Нестеров (по акварелям С.Ф. Щедрина). ИФЗ, прибл. 1799-й год. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ещё один сервиз " tête-à-tête déjeuner" на подносе в одном из дворцов-музеев под Санкт-Петербургом. Фото старое, чёрно-белое. Фото скопировал - теперь не могу вспомнить - откуда (скорее всего - Павловск), что за завод и как называется (понятно, что КЛАССИЦИЗМ, конец XVIII-го века, возможно, ИФЗ)? Опять прошу помощь читателей. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ещё один сервиз " tête-à-tête déjeuner" на подносе в одном из дворцов-музеев под Санкт-Петербургом. Фото старое, чёрно-белое. Фото скопировал - теперь не могу вспомнить - откуда (скорее всего - Павловск), что за завод и как называется (понятно, что КЛАССИЦИЗМ, конец XVIII-го века, возможно, ИФЗ)? Опять прошу помощь читателей. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Сильное пристрастие к сервизам дежене имел и князь Николай Борисович Юсупов. Что неудивительно - более восьми лет (1792-1800) он заведовал ИФЗ, а затем, будучи помешанным на фарфоре, организовал собственное фарфоровое производство. Вначале это была небольшая мастерская в одном из флигелей его московского дома в Большом Харитоньевском (1814), затем (в 1818-м году) Юсупов перевел производство в свою новую (на то время) усадьбу Архангельское. Дворовые люди князя проходили специальную подготовку в собственной же художественной школе, где преподавали приглашенные профессионалы. Производственный процесс ограничивался созданием росписей на уже готовых формах (белье), которые приобретались у владельцев известных русских мануфактур: Попова, Гарднера, Батенина, а также привозились из Франции. 

Фарфор Н.Б. Юсупов делал не на продажу, а для себя, поэтому в фантазиях был ограничен лишь технологиями и собственным вкусом. Сервизы "tête-à-tête" часто дарились друзьям или сановникам, или влиятельным людям из царствующей фамилии (как, например, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне). Смотрим галереи ниже (это интересно!)

Т.н. "Детский сервиз". Преподнесённый Н.Б. Юсуповым в дар юному Великому князю Александру Николаевичу (будущему императору Александру II). После 1818-го (но, скорее всего, позже - в том году подаркополучатель только родился). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Т.н. "Детский сервиз". Преподнесённый Н.Б. Юсуповым в дар юному Великому князю Александру Николаевичу (будущему императору Александру II). После 1818-го (но, скорее всего, позже - в том году подаркополучатель только родился). Фото взято из свободного доступа в интернете.

А этот сервиз (см. галерею ниже) "tête-à-tête" - как будто и не дежене, потому что без подноса, но на самом деле поднос был, и даже есть, но не про нашу честь. Ансамбль был также преподнесён Марии Фёдоровне. Только уже не Юсуповым, а её родным братом - королём Вюртемберга Фридрихом I в 1814-м году. У сервиза непростая судьба, достойная описания в отдельной статье. В 1930 году сервиз был изъят из музея в Павловске и продан через Всесоюзное объединение "Антиквариат". Попал в Англию, до недавнего времени находился в частном собрании, откуда и был выкуплен через банк ВТБ. Поднос в настоящее время находится в личном пользовании у другого частного лица.

Чрезвычайно любопытны сервизы дежене XIX-го века с роскошными видами Москвы от Императорского фарфорового завода. Любуемся...

Скорее всего, сервиз изготовлен в честь коронации Николая I и его супруги в Москве в 1826-м году. Вид Кремля от 1818-го года. Москва-река ещё мелководная и не одета в гранит. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Скорее всего, сервиз изготовлен в честь коронации Николая I и его супруги в Москве в 1826-м году. Вид Кремля от 1818-го года. Москва-река ещё мелководная и не одета в гранит. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз дежене с портретами лиц из династии Романовых. На портретах узнаю лишь императора Петра Великого и его отца - царя Алексея Михайловича. По остальным портретам жду уточнения от читателей. Вроде бы второй справа - брат Петра I по отцу - Иван. Виван Боссо, В. Кирсанов, ИФЗ, 1862. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз дежене с портретами лиц из династии Романовых. На портретах узнаю лишь императора Петра Великого и его отца - царя Алексея Михайловича. По остальным портретам жду уточнения от читателей. Вроде бы второй справа - брат Петра I по отцу - Иван. Виван Боссо, В. Кирсанов, ИФЗ, 1862. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз дежене с видами Москвы и орнаментом в русском стиле. ИФЗ, 1877-1880. Шик периода ЭКЛЕКТИКИ. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз дежене с видами Москвы и орнаментом в русском стиле. ИФЗ, 1877-1880. Шик периода ЭКЛЕКТИКИ. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Безумно интересный сервиз "tête-à-tête"". Русские виды. Сделан под АМПИР, но форма ручек не соответствует. Скорее, это 1890-е или даже позднее. Нашёл только фото без объяснений. По стилю - скорее всего - Братья Корниловы (но могу и ошибаться, естественно). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Безумно интересный сервиз "tête-à-tête"". Русские виды. Сделан под АМПИР, но форма ручек не соответствует. Скорее, это 1890-е или даже позднее. Нашёл только фото без объяснений. По стилю - скорее всего - Братья Корниловы (но могу и ошибаться, естественно). Фото взято из свободного доступа в интернете.

А это, к сожалению, неполный (без чайных пар) сервиз дежене от Братьев Корниловых.

Сервиз " tête-à-tête" (дежене) "в русском стиле". Фабрика братьев Корниловых, Санкт-Петербург, 1860-1880-е. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (ВМДПНИ), Москва, ул. Делегатская, 3. На заднем плане - часть большого овального блюда из Константиновского сервиза от ИФЗ (1848-го года создания). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз " tête-à-tête" (дежене) "в русском стиле". Фабрика братьев Корниловых, Санкт-Петербург, 1860-1880-е. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (ВМДПНИ), Москва, ул. Делегатская, 3. На заднем плане - часть большого овального блюда из Константиновского сервиза от ИФЗ (1848-го года создания). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Блистательнейший супер-сервиз дежене от ИФЗ начала XX-го века. "Евгений Онегин". Форма по проекту А.А. Оля. Роспись по эскизам И.А. Шарлеманя, 1914-1915.

 А. Оль (форма), И. Шарлемань (роспись), сервиз "Евгений Онегин", ИФЗ. 1914-1915. Это такой псевдоампир, или стилизация под АМПИР от мастеров начала XX-го века. Фото взято из свободного доступа в интернете. Иосиф Адольфович Шарлемань (1880-1957) - советский художник-график, из династии художников Шарлемань, основоположником которой стал прадед И.А. Шарлеманя, переехавший в Россию из Франции в период правления Екатерины II. Андрей Андреевич Оль (1883-1958) - Советский архитектор, после ВОВ - вёл работы по восстановлению Петродворца.
А. Оль (форма), И. Шарлемань (роспись), сервиз "Евгений Онегин", ИФЗ. 1914-1915. Это такой псевдоампир, или стилизация под АМПИР от мастеров начала XX-го века. Фото взято из свободного доступа в интернете. Иосиф Адольфович Шарлемань (1880-1957) - советский художник-график, из династии художников Шарлемань, основоположником которой стал прадед И.А. Шарлеманя, переехавший в Россию из Франции в период правления Екатерины II. Андрей Андреевич Оль (1883-1958) - Советский архитектор, после ВОВ - вёл работы по восстановлению Петродворца.

А теперь переместимся в Европу, и начнём с Франции.

Чайный сервиз  "tête-à-tête" с гирляндами цветов. Франция, Севр. 1838. Чистейший АМПИР. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чайный сервиз "tête-à-tête" с гирляндами цветов. Франция, Севр. 1838. Чистейший АМПИР. Фото взято из свободного доступа в интернете.

В Англии наверняка что-то подобное выпускали, просто я, гуляя по просторам интернета, ничего оттуда не вытащил. Ну а остальные сервизы дежене от различных мануфактур континентальной Европы сваливаю кучей ниже в следующей галерее...

XX-й век открывает сервиз "tête-à-tête" от широко известной в СССР по непритязательным сервизам невероятной массовости немецкой фирмы "Ильменау". Но лучшие годы фирмы пришлись на 1920-е-1930-е. В те времена марка "Ilmenau" высоко котировалась среди любителей фарфора.

Интересные сервизы XX-го века от венгерских предприятий. Сначала "Herend", затем "Hollohaza". Смотрим...

"Холлохаза" ("Hollohaza"). Это хоть и не сверхдорогой "Херенд", но вполне себе уважаемая марка. И - да! - на фото опечатка: не семь предметов, а восемь. Фото взято из свободного доступа в интернете.
"Холлохаза" ("Hollohaza"). Это хоть и не сверхдорогой "Херенд", но вполне себе уважаемая марка. И - да! - на фото опечатка: не семь предметов, а восемь. Фото взято из свободного доступа в интернете.

А вот чешский сервиз на двоих. Поднос (он же лоточек для бутербродов и печенюшечек) есть, чайные (кофейные) пары есть, а вот кофейника (чайника), нет. Только сахарница. А кофейник (чайник) для современного (молодого) человека считается предметом необязательным, поскольку чай молодые завариваю в пакетиках, а кофе (среднего рода и ниже) предпочитают растворимое. Зато фарфор (раз уж фарфор!) хотят не абы-какой, а знаменитый розовый (т. е. фарфор не раскрашен снаружи, а в фарфоровое тесто добавлен краситель, и на выходе появляется розовый на изломе черепок).

Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

В СССР "интимность" (в разных значениях) не поощряли, зато в постсоветские времена сервизами "tête-à-tête" отметились сразу несколько предприятий. Самым массовым был сервиз от Вербилок - он был единой формы, но различался в декоре. Необычным было то, что в сервизе присутствовали два колечка под салфетки и отсутствовал молочник (что логично). Смотрим варианты (лучшие - в ручной росписи!) в галерее ниже...

А этот - от Дулёво. В таком фасоне - с подносом - дулёвцы предлагали (а может, и сейчас ещё предлагают?) как сервиз дежене, так и кофейный сервиз на шесть персон, только с подносом и тарелками.

Кажется, что фаянс, как материал, не может использоваться при создании таких куртуазных сервизов. А вот подишь ты! "Tête-à-tête" от ЗиК (Конаково)...

"Тête-à-tête" от ЗиК. Какое-то безумие! Фото взято из свободного доступа в интернете.
"Тête-à-tête" от ЗиК. Какое-то безумие! Фото взято из свободного доступа в интернете.

А теперь - концепты XX-го века. Поскольку они концепты, то соответственно, в производство такие штуки на 99,99% не проходят (потенциальные покупатели шарахаются). Но посмотреть стоит!

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно, букенды, подсвечники, пепельницы и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.