В 2022 году культура народов Мексики не остается без внимания известных брендов. 20 октября Министерство Культуры Мексики и супруга президента Мексики обвинили люксовый бренд Ralph Lauren в копировании традиционного мексиканского орнамента и его расцветки для кардигана и юбки. В Мексике яркий #орнамент, состоящий из полос различных цветов, используется для мексиканской мужской одежды серапе, или мужской шали из шерсти. Авторами оригинальной расцветки для серапе являются мексиканские народы, проживающие в городе Контла, штат Тлакскала и городе Сальтильо, штат Коауила. На изделиях от Ralph Lauren были прикреплены бирки только с именем бренда, указания или информация об источнике вдохновения отсутствовали.
Министр культуры Мексики, Алехандра Фраусто, известная своей жесткой позицией против плагиата мексиканской культуры международными брендами, обвинила бренд в культурной апроприции. Обращения к бренду были размещены в социальных сетях, в которых министр заявила, что только создатели традиционного орнамента имеют право решать с кем и на каких условиях сотрудничать, а в случае отсутствия таких договоренностей, действия брендов расцениваются как плагиат. В данном случае у #Ralph lauren не было никаких соглашений или договоренностей с авторами данного орнамента.
Яркий полосатый кардиган от Ralph Lauren был обнаружен в продаже сразу на нескольких сайтах. Его средняя стоимость составляла 360 долларов США. Яркое уникальное цветовое сочетание полос на кардигане точно повторяет расположение полос и их цветовую гамму на мексиканских #серапе. Пожалуй, на этом сходства между изделиями заканчиваются. Техника производства и цена на изделия бренда и традиционных ремесленников совершенно различные. Традиционные шерстяные накидки серапе ремесленники создают вручную, стоимость оригинального изделия составляет 35 долларов США, что намного ниже цены изделий люксовых брендов, которые производятся машинами, а не людьми.
Что Ответил Ralph Lauren
День спустя Ralph Lauren извинился и высказал удивление, что данные изделия до сих пор продаются в магазинах. Бренд утверждает, что несколько месяцев тому назад было принято решение снять спорный кардиган и юбку с продажи, и заверил, что все новые изделия с традиционными орнаментами начиная с летнего сезона 2023 года будут создаваться только на основе официального сотрудничества с представителями коренных народов, которые являются "источником" орнаментов и вдохновения бренда.
Мекисканская культура часто находит отражение в коллекциях известных брендов. Летом этого года китайский ритейлер Shein выпустил блузку с традиционной вышивкой майа. Среди обвиняемых в плагиате также замечены Zara, Mango, Isabel Marant, Louis Vuitton.
Подобное поведение в области моды и дизайна является культурной апроприацией. Использование чужой культуры ради извлечения прибыли – это культурная апроприация. Дизайнеры и бренды могут выглядеть в аналогичных ситуациях добросовестно, если открыто идут на контакт со своими "вдохновителями", указывают источник вдохновения и выплачивают за это компенсацию.
Кстати, Ralph Lauren использует полосатый орнамент мексиканского народа не впервые. В 2013 году на неделе моды в Нью-Йорке был представлен женский топ с аналогичной расцветкой.
Закон об Авторском Праве Мексики
Громкие уличения и осуждения брендов в плагиате в социальных сетях и официальные требования правительства Мексики прекратить недобросовестное копирование - не единственные способы защиты от культурной апроприации в Мексике. 24 января 2020 года в часть 7 главы 3 "Популярная Культура и Традиционные Выражения Культуры" Федерального Закона об авторском праве Мексики были внесены изменения.
Закон установил требования к юридическим и физическим лицам, которые используют литературные, художественные, народные произведения, искусство, работы ремесленников, а также заимствуют традиционные элементы культуры и популярную культуру коренных народов и общин Мексики. Такое использование элементов культуры требует:
- письменного согласия представителя (правообладателя работы) коренного народа или общины;
- выплаты компенсации за использование;
- если община-правообладатель не может быть установлена, необходимо обратиться в Министерство культуры, которое совместно с Национальным Институтом Коренных Народов оказывает помощь в установлении правообладателя культурных элементов;
- как только правообладатель будет установлен, Министерство Культуры уведомляет заинтересованное лицо о возможности начать процесс получения официального разрешения на использование;
- если правообладатель не может быть установлен, разрешение выдает Министерство Культуры;
- компенсация за нарушение прав коренных народов может составлять до 500 тысяч евро;
- в некоторых случаях предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы до 20 лет.
Письменное согласие обязательно требуется, если элементы культуры входят в #товарный знак, промышленный образец, кинематографические работы, аудиовизуальные произведения, видео, программное обеспечение, видеоигры, музыкальные произведения, танцы, изобразительные произведения, скульптуры, радио и телевизионные программы, а также в иных случаях использования культуры народов Мексики.
Но пока что посты в социальных сетях работают эффективней, чем данный закон. По крайней мере, в отношении международных, а не локальных брендов.