Найти тему
IPLogos

Ralph Lauren Обвинили в Плагиате Традиционного Мексиканского Орнамента

Слева - кардиган от Ralph Lauren, справа - мексиканское серапе
Слева - кардиган от Ralph Lauren, справа - мексиканское серапе

В 2022 году культура народов Мексики не остается без внимания известных брендов. 20 октября Министерство Культуры Мексики и супруга президента Мексики обвинили люксовый бренд Ralph Lauren в копировании традиционного мексиканского орнамента и его расцветки для кардигана и юбки. В Мексике яркий #орнамент, состоящий из полос различных цветов, используется для мексиканской мужской одежды серапе, или мужской шали из шерсти. Авторами оригинальной расцветки для серапе являются мексиканские народы, проживающие в городе Контла, штат Тлакскала и городе Сальтильо, штат Коауила. На изделиях от Ralph Lauren были прикреплены бирки только с именем бренда, указания или информация об источнике вдохновения отсутствовали.

Кардиган от Ralph Lauren
Кардиган от Ralph Lauren

Министр культуры Мексики, Алехандра Фраусто, известная своей жесткой позицией против плагиата мексиканской культуры международными брендами, обвинила бренд в культурной апроприции. Обращения к бренду были размещены в социальных сетях, в которых министр заявила, что только создатели традиционного орнамента имеют право решать с кем и на каких условиях сотрудничать, а в случае отсутствия таких договоренностей, действия брендов расцениваются как плагиат. В данном случае у #Ralph lauren не было никаких соглашений или договоренностей с авторами данного орнамента.

Юбка от Ralph Lauren
Юбка от Ralph Lauren

Яркий полосатый кардиган от Ralph Lauren был обнаружен в продаже сразу на нескольких сайтах. Его средняя стоимость составляла 360 долларов США. Яркое уникальное цветовое сочетание полос на кардигане точно повторяет расположение полос и их цветовую гамму на мексиканских #серапе. Пожалуй, на этом сходства между изделиями заканчиваются. Техника производства и цена на изделия бренда и традиционных ремесленников совершенно различные. Традиционные шерстяные накидки серапе ремесленники создают вручную, стоимость оригинального изделия составляет 35 долларов США, что намного ниже цены изделий люксовых брендов, которые производятся машинами, а не людьми.

Что Ответил Ralph Lauren

День спустя Ralph Lauren извинился и высказал удивление, что данные изделия до сих пор продаются в магазинах. Бренд утверждает, что несколько месяцев тому назад было принято решение снять спорный кардиган и юбку с продажи, и заверил, что все новые изделия с традиционными орнаментами начиная с летнего сезона 2023 года будут создаваться только на основе официального сотрудничества с представителями коренных народов, которые являются "источником" орнаментов и вдохновения бренда.

Мекисканская культура часто находит отражение в коллекциях известных брендов. Летом этого года китайский ритейлер Shein выпустил блузку с традиционной вышивкой майа. Среди обвиняемых в плагиате также замечены Zara, Mango, Isabel Marant, Louis Vuitton.

Подобное поведение в области моды и дизайна является культурной апроприацией. Использование чужой культуры ради извлечения прибыли – это культурная апроприация. Дизайнеры и бренды могут выглядеть в аналогичных ситуациях добросовестно, если открыто идут на контакт со своими "вдохновителями", указывают источник вдохновения и выплачивают за это компенсацию.

Кстати, Ralph Lauren использует полосатый орнамент мексиканского народа не впервые. В 2013 году на неделе моды в Нью-Йорке был представлен женский топ с аналогичной расцветкой.

Ralph Lauren 2013
Ralph Lauren 2013

Закон об Авторском Праве Мексики

Громкие уличения и осуждения брендов в плагиате в социальных сетях и официальные требования правительства Мексики прекратить недобросовестное копирование - не единственные способы защиты от культурной апроприации в Мексике. 24 января 2020 года в часть 7 главы 3 "Популярная Культура и Традиционные Выражения Культуры" Федерального Закона об авторском праве Мексики были внесены изменения.

Закон установил требования к юридическим и физическим лицам, которые используют литературные, художественные, народные произведения, искусство, работы ремесленников, а также заимствуют традиционные элементы культуры и популярную культуру коренных народов и общин Мексики. Такое использование элементов культуры требует:

  • письменного согласия представителя (правообладателя работы) коренного народа или общины;
  • выплаты компенсации за использование;
  • если община-правообладатель не может быть установлена, необходимо обратиться в Министерство культуры, которое совместно с Национальным Институтом Коренных Народов оказывает помощь в установлении правообладателя культурных элементов;
  • как только правообладатель будет установлен, Министерство Культуры уведомляет заинтересованное лицо о возможности начать процесс получения официального разрешения на использование;
  • если правообладатель не может быть установлен, разрешение выдает Министерство Культуры;
  • компенсация за нарушение прав коренных народов может составлять до 500 тысяч евро;
  • в некоторых случаях предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы до 20 лет.

Письменное согласие обязательно требуется, если элементы культуры входят в #товарный знак, промышленный образец, кинематографические работы, аудиовизуальные произведения, видео, программное обеспечение, видеоигры, музыкальные произведения, танцы, изобразительные произведения, скульптуры, радио и телевизионные программы, а также в иных случаях использования культуры народов Мексики.

Но пока что посты в социальных сетях работают эффективней, чем данный закон. По крайней мере, в отношении международных, а не локальных брендов.