Три спектакля в день – это, конечно, испытание. Но, слава Богу, совершенно неудачным из трех оказался только один спектакль. Зато по такому материалу, что я чувствую себя частично виновным в этой неудаче.
Речь о втором спектакле. Это были юристы. Моноспектакль по сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца удалого молодца». И раз уж и юристы, и моноспектакль, ожидаемо на площадку вышел Олег Шмелев. Он и в прошлом году показал моноспектакль. Но там была весьма и весьма убедительная работа. А вот нынче не удалось от слова совсем. И самое досадное в этой ситуации оказалось то, что Олег, оказывается, в процессе подготовки ухитрился прочесть мою старую статью о несчастливой сценической и киношной судьбе этой сказки. Ее же ошибочно считают пьесой на том основании, что она написана в виде диалогов. Кстати, на всякий, поставлю ссылку на ту мою старую статью. Текст не длинный, анализ не особо глубокий, имеет смысл прочесть: Гениальность и "бездарность" «Федота-стрельца, удалого молодца»
Ну, то есть, я тут еще каким-то боком в крестных отцах! Хотя в статье жесткое предупреждение – опасный материал, лучше не ставить ва-а-а-аще, а ежели все же ставить, стоит десять раз подумать над решением. Олег же подумал всего один раз, и решил сделать кальку с моноспектакля самого автора. А Филатова переплюнуть – это Смоктуновским нужно быть, ну на крайний случай – Томом Хэнксом. Короче, решение заведомо проигрышное. Ко всему, попытаться выучить большущий стихотворный текст, да еще и присвоить его за этот короткий срок не удалось. В общем, неудача.
Но, когда стали разбираться в причинах не по самым поверхностным слоям, а чуть глубже копнув, общими усилиями с юристами и членами жюри нашли пару-тройку решений, которые могли бы вытащить этот материал и заставить его вновь засверкать. Наверное, так, как он сверкал в 80-х, благодаря авторскому исполнению сверкать уже не получится – тогда едва не все 250 миллионов, населявших СССР людей ухитрились это наизусть запомнить и повторять цитаты при любом случае, благо там на любой случай строки есть, но сверкнуть скромнее, как это только и возможно в нынешних условиях, вполне можно.
Остается надеяться, что ребята наши советы не выкинут. Потенциал у юристов хороший, головы на месте, опыт есть, ну а провал первой попытки должен бы придать второй попытке азарта и куража. Я бы с удовольствием посмотрел, что может получиться, если вторая попытка все же состоится.
А началось все с миниатюры географов по одной из итальянских новелл Алексея Максимовича Горького - Нунча. Шедевра, сразу скажу, не получилось, но работа весьма и весьма любопытна. Здесь несколько очень хороших актерских работ, здесь постоянно танцуют Тарантеллу, здесь южные страсти, кровь, пот, любовь и смерть, здесь безумное соперничество матери и дочери в красоте и обаянии, здесь, наконец, очень звучный и образный текст Горького.
Не хватило точности и навыков режиссерских. Собственно то, что показали ребята, можно считать этаким театральным синопсисом – то есть, заявкой на большую постановку. И действительно, если географы разберутся со своими не фатальными ошибками, уточнят застройку событий, поработают с массовкой и чуть-чуть уточнят творческие задачи центральным актерам, это может быть замечательный спектакль. Маленький, но очень страстный, романтичный и очень красивый.
Ну и надо разобраться с пространством и сценографией. Получилось, что малого зала географам не хватило, массовке было тесно и неуютно, Тарантелла все же требует большего пространства. Можно, конечно, безболезненно ополовинить массовые сцены – это практически никак не отразится на динамике развития сюжета, а можно перенести показ на сцену большого зала. Тут и со светом, и с музыкой, да и с самими танцами можно поиграть богаче и интереснее. Ну, и Тарантелла, при всей свой зажигательности, простоте и очаровании – не единственный вариант перенести в танец огненные события новеллы. Так и напрашиваются фрагменты Кармен-сюиты, особенно, когда любовь и смерть сливаются воедино. У географов, кстати, с хореографами традиционно все в порядке, так что стоит подумать о том, чтобы чуть разнообразить саунд-трек спектакля. Это его однозначно может усилить. Но, повторюсь – это довольно убедительная постановка, и мы благодарны географам за то, что старт театральной недели оказался именно таким.
Ну и СИЯЛ. Этому факультету намного реже, чем, скажем, филологам, удается вырваться из тисков филологического представления о театре. Очень уж любят эти ребята играть слова, а не то, что за ними прячется. Однако кураж, умение работать остро и не бытово на сцене их все же спасает. На сей раз она показали эскиз детского спектакля по сказке Отфрида Пройслера «Маленькое привидение». Кстати, сама литературная основа провокационна, и сияловцы на эту провокацию повелись как дети. Сказка чрезмерно дидактична, и страдает слишком уж дотошными разъяснениями банальных вещей. Это не значит, что из такой сказки не может получиться отличного спектакля, просто это требует весьма тщательной работы сценариста и режиссера, а вот таких навыков у постановщиков СИЯЛа не нашлось. Рамис даже специально поинтересовался у постановщиков и актеров, кто из них бывал на творческих семинарах – оказалось, никто. А ведь ошибки, которые они здесь допустили – постоянная тема любого семинара, и избежать их совсем не трудно, когда понимаешь, на что именно стоит обратить внимание.
Но все же работа СИЯЛ оказалась, как минимум, не скучной. 20 минут хулиганства, обаяния и веселья. Согласитесь – это не может утомить и пожалеть о потраченном времени. Интересно, что потенциально нынешний состав театральной команды СИЯЛ весьма сильный и талантливый. Это не может не радовать, но необходимость учиться, хотя бы по пушкинским советам – «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» их потенциальный талант и обворожительная органика не отменяет.
Собственно, довести до ума их спектакль можно любому из членов жюри за одну репетицию. Там не так уж много нужно сделать, но это немного – это то, без чего ни при каком таланте спектакль по-настоящему получиться не может. Требуется обязательно выстроить как минимум два принципиальных СОБЫТИЯ – когда привидение попадает на солнечный свет, и когда оно решает, что ночь лучше. Не великий труд придумать, как это сделать, но в результате у актрисы появляется что именно играть на сцене, а не просто обаятельно дурачиться. Ну и сюжет сразу же станет внятным, и у зрителя появится за чем следить.
И, конечно, этот сюжет позволяет находить множество деталей, как смешных, так и лиричных, которые сделают зрелище более завораживающим. Кстати, интересно, как, увидев подобное, горячатся Рамис и Евгений. В их театре очень любят играть с деталями, очень любят придумывать и выстраивать такие вещи, и, дай им волю, они за полчаса могли бы насытить весь спектакль такой атрибутикой, что даже с несовершенными событиями зрители бы смотрели это не отрываясь.
Ну, и, подводя итоги, стоит сказать о первом дне вот что: наверное, мы еще увидим намного более интересные работы, но, друзья, если даже самая провальная на этот момент работа стоит того, чтобы ее доделать и показывать в дальнейшем, нынешняя театралка обещает быть интересной. Мало того, пора что-то сделать, чтобы спектакли театральной недели имели возможность показываться в течение сезона. Хотя бы в Студе, но лучше бы и за пределами тоже. Может стоит вернуться к театральной лаборатории?