Сингл 1966 года новаторской группы YARDBIRDS считается первым релизом психоделического рока.
Появился бы в то время психоделик-рок как стиль, если бы Джефф Бек не сподобился подражать ситару на своем Fender Esquire, воткнув его в фузз Sola Sound Tone Bender?
Сменив в YARDBIRDS Эрика Клэптона, Джефф положил начало своему 20-месячному пребыванию в группе, очень креативно и изобретательно подойдя к своей первой записи с YARDBIRDS в апреле 1965 года на Heart Full of Soul.
Эту песню сочинил будущий участник группы 10CC Грэм Гоулдман, в то время этот талантливый сочинитель работал в магазине одежды, а в свободное время писал песни для многих британских исполнителей, включая YARDBIRDS. Основной гитарный ход, придуманный Грэмом, очень напоминал ситар, но совершенно не устроил YARDBIRDS.
«То, что он сделал, было просто волшебно», - объяснил Бек. «Но во всем этом не было никакого ритма. Я показал ему на гитаре то, что, по моему мнению, могло сюда подойти - этот минорный рифф с нижней струной ре. И все сказали: «Звучит здорово. Давай оставим так».
Одной гитарной фразой Бек изменил рок-н-ролл, привнеся в него вызывающе экзотическое звучание и новую для рока гамму.
«Звук гитары Джеффа Бека очень выделялся и отличался от обычного для поп-музыки», - Джо Перри (AEROSMITH)
«Когда я впервые услышал игру Джеффа, это было неожиданно даже для моего юного слуха», - вспоминает Джо Перри из AEROSMITH. «У его гитары был звук, который выделялся и отличался от обычной поп-музыки. Те ноты, которые он играл. Лично для меня это было более чувственно, лирично».
Что на тот момент отличало игру Бека от привычного для всех, так это его любовь к подтяжкам на гитаре, он развил её, слушая индийские раги Рави Шанкара и Устада Вилаят Хана. По его словам, он восхищался их плавными переходами от ноты к ноте.
«Как это перенести на гитару?», - вспоминает он, как задавался этим вопросом. «Может, нужно подтягивать струну до такой степени, что вы сможете сыграть целую мелодию за счет одного бенда?»
Джефф приступил к реализации задумки в Shapes of Things - сингле YARDBIRDS 1966 года, который многие считают первым релизом психоделического рока.
Затем продолжил продвигать зарождающийся жанр в следующем сингле группы, насквозь пропитанном фузз-гитарой Over Under Sideways Down.
Но именно тем, что Бек сделал в Happenings Ten Years Time Ago, играя вместе с новым участником группы Джимми Пейджем, он поразил многих гитаристов, объединив в своём зажигательном соло индийское звучание с имитацией водоворота сирен и ревущего двигателя.
Впрочем скоро Бек, как неутомимый искатель, не признающий остановок на достигнутом, перешел к блюз-року и джаз-фьюжн, установив как бы попутно шаблоны для психоделии, а заодно и для хэви-метал, которым последует бесчисленное множество будущих гитаристов.