Количество денег на счету мало что говорит о финансовых успехах бизнеса. Бизнес может быть прибыльным, но собственник будет сидеть без денег в конце месяца после закупки товаров. Или, наоборот — бизнес может быть убыточным, но денег на расчетном счете будет полно.
Эти несоответствия, если в них не разобраться, обязательно приведут предпринимателя к неверным решениям.
Ловушка денег на счету
Несколько лет назад был у меня один клиент — собственник небольшого производственного предприятия.
Год заканчивается, у него на расчетном счете поступления в миллион рублей. Собственник улетает праздновать Новый год в Дубай. Там он оставляет порядка 600 тысяч, возвращается назад и говорит:
«Слушай, я не пойму своего бухгалтера, что он мне говорит про какой-то убыток? Я же заработал, есть же миллион».
Пришлось объяснить, чем отличается доход от поступления денег. Миллион у него был, потому что он получил предоплату по заказу. И когда он в январе прилетел, на эту предоплату нужно было покупать комплектующие, чтобы произвести продукцию. А реально он на этой сделке заработал где-то тысяч 100. В итоге – 500 000 рублей в начале года.
Алексей Иванов, эксперт Бизнес-Драйв
Три способа вести бухучет для предпринимателя
У предпринимателя не так много способов выстроить бухучет в компании, чтобы не попадать в ловушки.
1. Вести бухгалтерию самостоятельно
Вариант подойдет, если в компании нет сотрудников. В этом случае предприниматель не обязан вести бухгалтерский учёт, только налоговый. Проблем с законом не будет. Но для собственного понимания все равно придется разобраться в понятиях бухучета и считать деньги хотя бы в табличке Excel.
2. Доверить бухгалтерию специалистам на аутсорсе
Если есть сотрудники и бизнес растёт, без бухгалтера он долго существовать не сможет. Специалист на аутсорсе делает всю работу, передавая предпринимателю готовые данные. Это удобно, но если что-то пойдёт не так — о проблемах вы можете узнать слишком поздно.
Подстраховаться можно, если выбрать крупного аутсорсера с хорошей репутацией — например, сервис Кнопка, Контур.Эльба, Тинькофф.
3. Нанять бухгалтера в штат
Предприниматели часто предпочитают этот вариант. Но при небольших масштабах бизнеса нанять хорошего бухгалтера в штат и окупить его услуги сложно. А посредственного придется перепроверять.
Даже если вы наняли бухгалтера — это не значит, что все проблемы с деньгами решились
Владельцу все равно нужно разобраться в базовых понятиях бухучета — доходы, расходы, прибыль, амортизация, авансовые платежи — чтобы не отрываться от реальности.
— Правильно понимать, сколько денег сейчас в распоряжении для развития и личных трат;
— Разделять доходы и расходы по разным продуктам и вести отдельный учет по ним;
— Считать экономическую эффективность бизнеса.
Бесплатный курс от Бизнес драйв Академии «Бухучет без боли» подойдет, если вы хотите разобраться в вопросе с нуля за пару часов. Для доступа к курсу нужно только зарегистрироваться.