В статье рассказывается период Российской истории, когда императрицей была Анна Ивановна. Показана ситуация, по которой она оказалась на престоле, показан её нрав и как она управляла страной.
Кто такая Анна Ивановна?
Анна Ивановна - средняя дочь царя Ивана Алексеевича, наследника царя Алексея Михайловича. Царь Иван Алексеевич правил совместно со своим братом Петром Алексеевичем, но, он был пассивный царь. Сознавая своё скудоумие, Иван Алексеевич во всех мероприятиях соглашался с Петром, дозволяя ему делать все дела по своему намерению.
У Ивана Алексеевича и его жены Прасковьи Фёдоровны было пять дочерей, но две умерли во младенчестве. Из выросших средней дочерью была Анна. Она родилась в январе 1693 года. Судьба у неё оказалась такой, которую предположить было нельзя.
Царь Пётр I с прусским королём были политическими союзниками. И по политическим соображениям решили породниться. В 1709 году на встрече они сговорились поженить русскую царевну Анну с племянником короля Фридрихом Вильгельмом. Это - герцог Курляндский. Он приехал в Петербург в августе 1710 г. Бракосочетание устроили 31 октября. Пиршество длилось несколько дней с разными увеселительными затеями по выдумке царя Петра. Молодая пара - царевна и герцог поехали жить в Курляндию. Но в начале дороги, в 40 верстах от Петербурга герцог неожиданно скончался. Причиной смерти, считают, что возможно - от обильного наслаждения спиртными напитками перед отъездом.
По политическим соображением Пётр определил Анну на проживание во владениях своего мужа в качестве вдовствующей герцогини Курляндской. Резиденция герцогини Анны находилась в Митаве.
Пётр считал, что так будет удобно управлять самому Курляндским краем. Анна Ивановна приезжала в Россию часто, подолгу жила у матери Прасковьи Фёдоровны в Измайлове около Москвы. В письмах своему дяде - царю жаловалась на недостаточность средств для проживания.
В Митаве для управления всеми государственными делами, связанными с Курляндией, Пётр I определил Петра Бестужева. Через него царь получал все нужные сведения о делах и посылал свои указы. Анна была владелицей Курляндии только формально. Бестужев управлял всеми всеми делами Анны и даже домашнее хозяйство было под его контролем. Обо всём, даже о мелочах, Бестужев обязан был докладывать своему царю. Управляя делами, он обеспечивал полный порядок в хозяйстве и проявлял большую заботу о самой Анне. Она испытывала большое расположение к Петру Бестужеву. Никакие козни, ни жалобы царю не нарушали спокойный нормальный порядок жизни.
Мать Анны Ивановны Прасковья Фёдоровна направила брата своего быть в Митаве. Это - Василий Фёдорович Салтыков. Он посылал сестре доносы о поступках Анны и описывал подробно положение. В конце концов возникла ссора между Анной Ивановной и её матерью царицей Прасковьей Фёдоровной. Пётр Бестужев, стараясь не допустить увеличения конфликта, улаживал ситуацию, показывая царю мелочность проблем.
Но потом согласие между Анной Ивановной и Бестужевым нарушилось.
Появление Бирона
Неудачно поступил Пётр Бестужев.
Он оказал покровительство немцу Эрнсту-Иоганну Бирену.
Это был сын конюха прежнего герцога Курлянского. Бестужев представил этого Бирена Анне Ивановне. И вот, когда Бестужев уехал по делам к царю в Петербург и пробыл там какое-то время, Бирен сумел понравиться герцогине Анне. Он был красив, молод. Анна увлеклась. Вернувшийся Бестужев увидел, что его место стало занято. Отношения с герцогиней стали портиться, начались гонения на Бестужева и его родных. Дочь Петра Бестужева была отослана на житьё в деревню. В переписке между собой они плохо отзывались о Бирене, а он был мстителен. Бирен устроил обыск у дочери, при этом были найдены письма, касающиеся Бирена. Некоторые факты из писем дали основание Бирену настраивать Анну Ивановну против Бестужева и его семьи.
Верховный тайный совет, который управлял Россией при царе Петре II, угождая Анне Ивановне, обвинил дочь П. Бестужева в организации интриг при дворе и присудил сослать её на житьё в монастырь, а всех приятелей уволили со службы.
Анна Ивановна в свою очередь обвинила своего управляющего и бывшего друга в присвоении ей принадлежащих средств. Учреждённая в Петербурге комиссия рассматривала это дело несколько месяцев. В это время умер царь Петр II, на престол России взошла Анна Ивановна. Она сослала Петра Бестужева в деревню, а его дочь под охраной держали в Тихвинском монастыре.
Новый приближённый управляющий Бирен старался всё время находиться при государыне и стал совершенно необходимым ей советником. Все решения она принимала под влиянием Бирена. Так думали все в Курляндии, когда Анна была герцогиней, и в России, когда она стала императрицей.
Используя огромную власть, Бирен изменил свою фамилию на Бирон. Этим он сам причислил себя к древнему аристократическому роду во Франции. Настоящие члены рода не протестовали, потому что Бирон оказался влиятельным человеком в сильном государстве.
Каким образом Анна Ивановна стала императрицей?
После кончины Петра I на престол взошла его жена Екатерина, она вскоре умерла. После неё царём возведён был Пётр II, но он был несовершеннолетний, опекал его сначала Александр Меньшиков, потом - князья Долгорукие. В январе 1730 года Пётр II заболел и умер. Наследников мужского пола не было.
Собрался совет, состоящий из пяти членов Верховного тайного совета, трёх членов Святейшего синода, некоторых знатнейших особ из сената и генералитета. О других присутствовавших влиятельных лицах сведений не сохранилось.
Инициативу проявил князь Дмитрий Михайлович Голицын. Он обратил внимание на дочерей царя Ивана Алексеевича.
Из них вторая дочь - Анна Ивановна, вдова и герцогиня Курляндская. Она - дочь русских родителей, высокого рода, возраст её такой, что может выйти замуж и появится потомство. Кроме того, Анна много лет является герцогиней Курляндии и не известно ни о каких неудовольствиях от её правления. Поэтому ей можно предложить стать государыней России.
После преодоления противоречий решили предложить корону Анне Ивановне.
Бояре захотели ограничить самодержавную власть
Но, князь Дмитрий Голицын предложил подумать о мерах по ограничению самодержавной власти и составить пункты для прибавления Верховному тайному совету возможности влиять на управление государством. С трудом, но решили составить перечень условий, с которыми должна принять правление будущая государыня.
Диктовать делопроизводителю пункты никто не решался. Каждый считал, что участие в таком мероприятии опасно для своего будущего. Наконец, все пункты условия продиктовал князь Василий Лукич Долгорукий.
Условие получилось в таком виде:
“ Государыня обещает сохранить Верховный тайный совет в числе восьми членов и обязуется без согласия с ним не начинать войны и не заключать мира, не отягощать подданных новыми налогами, не производить в знатные чины служащих как в статской, так и в военной сухопутной и морской службы выше полковничьего ранга, не определять никого к важным делам, не жаловать вотчин, не отнимать без суда живота, имущества и чести у шляхетства и не употребляь в расходы государственных доходов”.
На следующий день был собран большой совет в Кремлёвском дворце, на который Верховный тайный совет пригласил членов синода, сенат, генералитет и некоторых военных и статских чинов. Были и другие необходимые лица из разных служб.
К собравшимся обратился князь Дмитрий Михайлович Голицын. Он сообщил о решении Верховного тайного совета о выборе наследника престола с обоснованием её права и добавил, что герцогиня Анна Ивановна обладает необходимыми качествами, чтобы быть государыней России. Всех, кто согласен с таким решением, он призвал громко произнести “Виват!”.
Все собравшиеся несколько раз восклицали “Виват!”.
После этого Верховный тайный совет удалился в кабинет для приведения документа - предложения в правильный вид. К “Условиям” они добавили ещё пункт:
“ А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской”.
Доставить и вручить документ Анне Ивановне назначили посольство. В него вошли: князь Дмитрий Михайлович Голицын, князь Василий Лукич Долгорукий и князь Михаил Михайлович Голицин - брат Дмитрия Михайловича. Потом добавили ещё от генералитета генерала Леонтьева и посла от духовного чина.
Послам вручили этот документ -- предложение и инструкцию.
Послы должны вручить документ и сказать Анне, что условия вступления на престол - это желание всего народа. Вручение сделать наедине.
Также сообщить ей, народу объявят о кончине Петра II и о вступлении на престол нового государя после её приезда в Москву.
После того, как государыня подпишет условия, сразу отправить их в Москву с одним из послов. Не допустить, чтобы кто-либо из России проник к государыне и довёл до неё сведения раньше них.
Члены Верховного тайного совета опасались, что государыню могут заранее предупредить об их решении “добавить себе воли” и настроить её против них.
Они распорядились оцепить Москву вооружёнными отрядами и не выпускать за пределы никого, кроме тех, кто имел паспорт, подписанный Верховным тайным советом. Никаких перевозчиков грузов не выпускать из Москвы и запретить заключить договоры о перевозке грузов из Москвы на несколько дней.
Однако Анне Ивановне все же сообщили раньше послов о затее верховных бояр. Она не показала, что знакома с подготовленными пунктами “Условия” и приняла их. Подписанное Анной предложение верховников с “Условиями” привёз в Москву один из послов - генерал Леонтьев. Это было 1 февраля.
Верховный тайный совет собрался 2 февраля и пригласил сенат и генералитет.
На этом совещании зачитали письмо, написанное Анной к согласию с “Условиями”. Письмо такое:
“Так как во всех государствах благими советами, то мы, пред вступлением нашим на престол, по здравом рассуждении, изобрели за потребно для пользы Российского государства и к удовольствованию наших верных подданных, написав, какими способами мы то правление вести хошем, и подписав нашею рукою, послать в Верховный тайный совет, а сами сего месяца в 29 день конечно из Митавы к Москве для вступления на престол пойдём”.
Откликов одобрения в собрании не было, поэтому князь Голицын сам воздал хвалу письму государыни. И снова поддержки не было.
Всего слушавших было около 500 особ. И подписали своё согласие все. Но потом появились замечания и предложения.
Верховный тайный совет решил устроить совещание в сенате, пригласить на него членов сената, членов государственных коллегий чином не ниже полковника, а также духовников - трём архиереям и трём архимандритам, разрешить высказаться всем. Предлагалось много замечаний и проектов по вариантам правления Россией. Целью многих было желание не допустить к полному управлению небольшой верхушки высокородных бояр. Однако, и сторонниками самодержавия были не все.
Вступление на престол
Новая императрица Анна Ивановна прибыла в Россию 10 февраля. Остановилась в селе Всесвятском. Верховники дозволили посещать её сёстрам и близким особам. Погребение покойного императора Петра II совершили 11 февраля. А 15 февраля Анна Ивановна переехала в Москву. Присягу на верность ей она принимала в Успенском соборе. Присягу делали все должностные лица.
Несмотря на это, высокородное дворянство было не единодушно. Многие считали, что управляющий страной Верховный тайный совет не будет в согласии в делах между собой, даже несмотря на то, что в основе этих верховников был клан князей Долгоруких. Это нарушит государственный порядок, страдать от этого будет простой народ. А деньги из казны начнут брать, кроме государыни, ещё несколько членов правления. Царская гвардия, которая состояла из дворян, вся была недовольна и требовала возвращения самодержавия.
Две группы высокородных дворян совещались отдельно в разных местах. Каждая составила челобитную записку государыне. Обе записки одобрило большинство присутствовавших.
Челобитные объединили в одну общую, её государыне прочёл князь Антиох Кантемир. После этого 25 февраля челобитную вручили Анне Ивановне.
В челобитной выразили благодарность за рассмотрение и подписание “Условий” от Верховного тайного совета, но отметили, что много несогласных с ограничениями для государыни, выразить это они не имели возможности. Об общем одобрении “Условий” народом государыне сообщили неправду.
Все собравшиеся и гвардейцы шумно подтвердили это. Гвардейцы напрямую предлагали Анне Ивановне восстановить самодержавие, как было у её великих предков-государей, и предложили немедленно оказать своё любое содействие для этого.
Челобитная после выражения благодарности императрице за подписание Предложения о принятии правления с “Условиями”, поданного Верховным тайным советом, далее выглядела так:
“Усердие верных подданных побуждает нас по возможности не показаться неблагодарными. Для того в знак нашего благодарства всеподданейше просим и всепокорно просим всемилостевейше принять самодержавство таково, каково ваши славные и достохваальные предки имели, а присланные к вашему императорскому величеству от Верховного тайного совета пункты и подписанные вашего величества рукою уничтожить”.
Затем далее в челобитной излагалась просьба о восстановлении сената в том значении, какое дал ему основатель Пётр Великий, дополнив число сенаторов двадцать одной особой, а на будущее время в звание сенаторов, губернаторов и президентов коллегий возводить по баллотировке от дворянства.
В заключение в челобитной говорилось:
“Мы напоследок вашего императорского величества всепокорнейшие рабы надеемся, что в благорассудном правлении государства, в правосудии и в облегчении податей по природному вашего величества благоутробию презрены не будем, но во всяком благополучии и довольстве тихо и безопасно житие своё препровождать имеем. Вашего императорского величества всенижайшие рабы…”
Выслушав эту челобитную, государыня произнесла такие слова:
- Моё постоянное желание было управлять моими подданными мирно и справедливо, но я подписала пункты и должна знать, согласны ли члены Верховного тайного совета, чтоб я приняла то, что теперь предлагается народом?
Члены Верховного тайного совета молча склонили головы и тем выразили своё согласие. (На такой жест повлияла угроза немедленной расправы от гвардейцев).
- Стало быть, - продолжала императрица, - пункты, подписанные мне в Митаве, были не по желанию народа!
- Нет! - воскликнуло много голосов.
Императрица приказала принести ей подписанные в Митаве документы. Их передал великий канцлер Головкин.
Анна Ивановна в присутствии дворянства разорвала их. После объявила, что желает быть истинной матерью отечества и доставить своим подданным всевозможные милости.
В этот же день императрица приказала доставить к ней любимца её Бирона.
Какова же была Анна Ивановна?
В своей жизни Анна никогда не могла предположить, что может оказаться царицей всей огромной России. Она была никак не подготовлена - ни воспитанием, ни обстоятельствами - к такому великому поприщю. Это был тип типичной, сложившийся временем, русской барыни. По сохранившимся описаниям современников Анна Ивановна была ленивая и неряшливая, не отличающаяся умом, но, при этом, злая и очень надменная. Она не прощала никому никакого опрометчивого шага. Ничем не обнаруживалось, что Анна Ивановна, когда-то ранее и, став императрицей, развивала в себе способности заниматься делами и обдумывать дела, что совершенно необходимо в её высочайшем положении.
Ей нравились только забавы. Все её забавы не требовали ни изящества, ни изобретательства. Вместе с Бироном она увлекалась верховой ездой. Ещё Анна любила стрелять. Но стреляла из окна во дворце по птицам, по разным зверям, которых приводили слуги.
Одежду Анна любила яркую и одевалась по стилю средней мещанки. На частых вечерах с играми и танцами присутствующие также были одеты в яркие одежды. Для забавы у государыни были специальные царские шуты, но, кроме таких шутов, Анна завела и аристократических шутов. Князя Никиту Фёдоровича Волконского она сделала шутом из-за давней злобы к его жене, которая была дочерью Петра Бестужева. Князя Михаила Алексеевича Голицына приказала исполнять роль шута во дворце за то, что он женился на итальянке и принял греко-католическую веру.
Брак Голицына Анна уничтожила, а женила его на калмычке. Свадьбу эту она устроила в специально сделанном ледяном доме, для плясок привезли женщин и парней из деревень восточных нерусских мест в национальной одежде, лишь бы были неотталкивающей внешности. Князя Апраксина Алексея Петровича тоже сделала шутом. Этих князей-шутов государыня заставляла потешать себя всякими невероятными способами, например, когда она возвращалась с воскресной церковной службы, заставляла их изображать кур-наседок и кудахтать. Развлекаясь вместе с Бироном, она заставляла своих князей-шутов садиться друг на друга верхом или драться друг с другом.
Сохранившаяся в большом количестве переписка Анны Ивановны показывает её увлечение сплетнями об отношениях в семьях разных аристократических особ. Много сохранилось из переписки с её родственником Семёном Андреевичем Салтыковым, генерал-губернатором Москвы. Ему она поручала узнать и написать ей о поступках чьей-то жены или чьего-то мужа, о взаимоотношениях в какой-то семье. Нередко приказывала найти определённых девок себе для забав. В переписке с другими видными особами Анна приказывала тоже самое.
Переписка государыни показывает, что она всей душою и сердцем погружена в мирок домашнего состояния и своего, и других, с наличием всякого рода пошлости. Многих очень удивляла увлечённость и активное занятие такими делами императрицы огромного государства.
Далее расскажем, как Анна Ивановна управляла Россией.
Приглашаем подписываться на наш канал и давать оценку статьям и комментировать их.
#Анна Ивановна#герцогиня Курляндская#Бирон#князь Долгорукий#императрица###