Статья для начинающих психологов и психотерапевтов гуманистического направления. И для "продвинутых" клиентов.
На первой встрече с психологом происходит знакомство друг с другом на нескольких психологических уровнях. Знакомство на уровне социальных ролей и характеристик: возраст, пол, профессия, семейное положение, стаж семейной жизни, наличие детей и т.д. Происходит знакомство на уровне межличностной приязни или неприязни, симпатии или антипатии, близости или отдаленности. Также первично оцениваются очевидные характеристики партнера по контакту и уровень комфорта или дискомфорта в общении. На глубинном уровне происходит знакомство с не осознаваемыми качествами и особенностями, которые именуются в психологических теориях как: глубинные паттерны привязанности, не осознаваемые структуры характера, способы регуляции на границе контакта и т.д. Кроме того, естественно, присутствует информационный (содержательный) уровень описания проблемы клиента и субъективного контекста, в котором он существует с его сложностями.
Одним из важных вопросов, на которой отвечает каждый из участников первой консультации, будет - "продолжать ли дальнейшее знакомство и работу?" Для клиента он может выглядеть как: "Могу ли я доверять этому человеку и профессионалу свои беды? Сможет ли он мне помочь? Становится ли мне рядом с ним спокойнее и лучше? Чувствую ли я свою значимость рядом с этим специалистом?" Для психолога или психотерапевта вопрос может распадаться на: "Могу ли я помочь этому человеку? Каковы его ожидания от меня и психотерапии? Чувствую ли я к нему симпатию, уважение, интерес и любопытство, сочувствие?"
Важной потребностью, которая активируется в процессе встречи как со стороны клиента, так и со стороны терапевта, будет безопасность. Положительный ответ на вопрос о продолжении работы показывает, что потребность в безопасности удовлетворена. Клиент чувствует и понимает, что с этим специалистом и человеком можно обсуждать его сложности и вообще то, что в его привычной среде обсуждать не получается. Психолог или психотерапевт чувствует симпатию, интерес, сочувствие к клиенту и понимает, что компетентен и может быть профессионально полезен данному человеку.
Во время первой встречи и клиент, и терапевт "работают" над удовлетворением потребности в безопасности. Клиент, скорее не совсем осознавая то, что он делает в этом направлении. Например, быстро и много что-то рассказывает, наоборот молчит и ждет, что ему сейчас будут задавать вопросы, заводит "маленький разговор" о погоде или офисе психолога, иногда сразу переходит к своим страданиям или описанию проблемной ситуации, и другое. Компетентный психолог заботится о безопасности осознавая свои действия. К таким действиям можно отнести доброжелательное внимание к тому, что говорит клиент, грамотное использование техник активного слушания, ненавязчивая забота о комфорте для клиента (комфортная температура в кабинете, доступ чистого воздуха, наличие воды и платочков, комфортная дистанция между креслами, закрытая или не закрытая на ключ дверь).
Так или иначе во время первой встречи и клиент, и терапевт пользуются техникой вопросов для знакомства и, в том числе, обеспечения безопасности контакта. Не буду останавливаться на видах вопросов и том, что те или иные виды уместны и полезны на разных этапах беседы и для специфичных психотерапевтических задач. Об этом много написано у К. Роджерса и в учебниках по психологическому консультированию и психотерапии. Хочу остановиться на том какую роль вопросы играют для создания безопасной и рабочей атмосферы на первой встрече с психологом.
Одним аспектом ощущения безопасности ученые и практики в психологии называют чувство контроля ситуации: "мне безопасно тогда, когда присутствует уверенность, что Я контролирую ситуацию". Эта уверенность - сложное переживание, которое складывается из ощущений, эмоций, смыслов и свободы действий в конкретной ситуации здесь и теперь в общении с данным человеком. Чувство контроля связано с ощущением собственной свободы, силы и власти в ситуации. Поэтому вопросы безопасности, это и вопросы власти. Причем не только на глобальном социальном уровне, но и на уровне контакта двух людей.
Социальные психологи и практики эффективного общения подметили важный факт: тот, кто в разговоре задает вопросы, обладает большей властью. То есть, в контексте выше сказанного - обеспечивает собственную безопасность. И тут возникает контрапункт статьи. Когда психолог или психотерапевт сыплет клиента вопросами, о чьей безопасности он заботится? Или, напротив, сидит и молчит, ожидая вопросов клиента? Когда клиент не задает вопросов, отдавая инициативу специалисту, создается ли у него ощущение безопасности? Есть ли у него ощущение контроля ситуации, собственной силы, и в конечном итоге собственной ответственности?
На мой взгляд, эти вопросы полезно задавать себе, в первую очередь, профессионалу, психологу. Тому, к кому обратились за помощью. Как мы помним, задача психолога или психотерапевта на первой встрече - создать условия для формирования у клиента чувства безопасности, собственной значимости, силы и ответственности. Именно это у Роджерса чуть ли не ключевой терапевтический фактор. Сказанное, однако, не означает, что психологу не нужно заботиться о собственной безопасности или отдавать инициативу задавать вопросы клиенту. Нет. Важно помнить о том, что власть в психотерапии - это только инструмент, который, в конечном итоге, должен помочь клиенту справиться со сложностями и проблемами, обрести чувство контроля собственной жизни, наполнить ее собственным смысловым содержанием, свободой действовать и отвечать за поступки. Психологу полезно размышлять в ходе первой встречи (и на следующих тоже) над следующим: "задавая вопросы клиенту и обладая большей властью в этот момент, помогаю ли я клиенту обеспечить безопасность в контакте? чувствует ли клиент себя безопаснее, когда только я задаю ему вопросы, а он отвечает? испытывает ли клиент комфорт или дискомфорт? чувствую ли я себя безопасно с клиентом, и задаю вопросы из интереса, или чтобы обрести ощущение контроля?"
Возможно, внимание к этой стороне взаимодействия, позволит вам на первой встрече с клиентом увидеть скрытую динамику конфликта, в которую погружен клиент. А также понять то, в чем он нуждается с точки зрения контроля собственной жизни.
Автор: Максим Зубакин
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru