Услышав его имя «Конон Молодый» вполне можно решить, что это оперативный псевдоним, или просто имя иностранца, работавшего на Советский Союз. На самом деле, так назвал своего сына известный учёный-физик из Москвы, в честь своего деда.
Советский мальчик с американской тётей
Отец Конона умер рано, и сестра его мамы приехала из Америки, чтобы предложить забрать двоих детей к себе. Дочка не согласилась, а мальчику стало интересно поехать с тётей.
У неё оказалось достаточно средств, чтобы отправить любимого племянника в элитную школу. Дополнительно тётя Настя наняла репетиторов, и мальчик быстро выучил не только английский, но и немецкий языки. Дальше планировался университет и престижная работа. Ещё одна старенькая родственница собиралась «отписать» Конону немалое состояние. Блестящее будущее было обеспечено, но в 16 лет парень твёрдо решил вернуться к маме и сестре.
Мимо жерновов террора 30-х годов
В начале 1938 года он вернулся в Советский Союз. Ещё вовсю шли «ежовские чистки». Будь он постарше, с такими родственниками вполне мог угодить за решётку. А так спокойно закончил школу в Москве и призвался в армию перед самой войной.
Конон Трофимович прошёл всю войну в разведке при артдивизионе. Много раз ходил к немцам за «языками», был награждён.
Первые дела во внешней разведке
В мирной жизни Молодый занялся получением профессии. В Академии внешней торговли учили многому. Талантливого парня заинтересовал китайский язык. И он настолько вник в него, что уже в период учёбы написал языковой учебник.
Человек со столь необычной судьбой, одарённый, с опытом фронтовой разведки не мог ускользнуть от внимания советских спецслужб. В 1951 году ему предложили работать во внешней разведке. Он согласился и перешёл на учёбу уже в закрытый институт.
За это время он устроил личную жизнь. Супруга Галина долгие годы будет получать от мужа «письма из Китая», даже не представляя, чем он занимается на самом деле.
А Молодый уехал в Канаду. Легализовавшись как Гордон Лонсдейл, он обзавёлся реальными канадскими документами и через США перебрался в Великобританию. Начиналась серьёзная работа.
Миллионер и душа компании
В Великобритании на курсах китайского языка он заводит первые знакомства. Затем открывает бизнес. Первое время ему помогают деньгами из Центра, но постепенно разведчик выправляет ситуацию и даже становится миллионером.
Молодой, общительный, богатый ловелас, с целым парком роскошных автомобилей – заподозрить в нём советского разведчика было невозможно. Он даже получил грамоту от королевы за заслуги в предпринимательстве. А всё это время добывал для своей страны ценную стратегическую информацию.
Свои и предатели
Значительную часть информации Молодый получал через Гарри Хаутона – сотрудника военно-морской базы в Портленде. Связными Конона работали уникальные советские разведчики – Моррис и Леонтина Коэн, которые и сами добыли невероятное количество информации для нашей страны по американскому «атомному проекту».
Молодый не допускал ошибок, но стал жертвой предательства. В 1960 году в ЦРУ перебежал офицер польской разведки Михаил Голеневский. Он заявил о сотрудничестве с поляками Хаутона. Американцы передали информацию о нём разведке Британии. Через контакты офицера вышли на Лонсдейла.
Разведчик и его связные Крокеры (Коэны) были арестованы.
Умение ждать
Невзирая на провал, Молодый держался спокойно и абсолютно уверенно. Британской контрразведке даже не удалось собрать на него серьёзных доказательств. Невзирая на это судья уверенно заявил, что Лонсдейл кадровый разведчик и приговорил его к 25 годам тюрьмы. Ещё больше дали Коэнам.
Только когда в 1961 году закончился процесс, в Москве к жене Конона пришли его коллеги и рассказали правду о муже. В знак признательности они подарили Галине Молодой золотой перстень с гравировкой «за умение ждать». Сколько ей это ещё предстояло, никто не знал.
Но сам Конон никогда не терял оптимизма. В тюрьме он познакомился ещё с одним разведчиком, Джорджем Блейком, который был осуждён на 42 года. Однажды он уверенно сказал Блейку, что 50-летие Октябрьской революции они точно встретят вместе на Красной площади. Учитывая их сроки, это казалось невероятным.
Но на удивление Конон оказался прав. В 1964 году его обменяли на агента английской разведки Г. Винна, которому в Союзе грозило 8 лет заключения. Блейка освобождать не собирались, но он совершил дерзкий побег и добрался через Ла-Манш в ГДР. Оттуда его смогли вывезти.
И получилось так, как они планировали – два непревзойдённых разведчика 7 ноября 1967 года прохаживались по Красной площади, вспоминая своё прошлое. Ещё через два года обменяли супругов Коэнов. Советские спецслужбы практически всегда вытаскивали своих разведчиков, даже если для этого приходилось искать возможности несколько лет.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.