Перед вами один из четырнадцати "Балтийцев". Как в условиях БЛОКАДЫ можно наладить производство нового оружия? Расскажу в этой статье.
Конкретно этот экземпляр - второй. Он был подарен заводом адмиралу Кузнецову: на пистолете гравировка:
"Народному Комиссару Военно-Морского Флота СССР Адмиралу Кузнецову Н.Г. от коллектива завода №181. Балтиец. Опытный образец №2"
Новое оружие не появляется без причины: разработке всегда предшествует неудовлетворенность армии имеющимся арсеналом. И в этом случае проблемы были со штатным красноармейским ТТ.
Большинство жалоб на него пришли с Балтийского флота: холодная зима 1941-1942 года вызывала постоянные отказы из-за "смерзания деталей" – так это назвали в отчете.
Адмирал Ралль предложил создать новый пистолет специально для командующего состава. Партийное задание досталось заводу №181 – Ленинградскому машино- и приборостроительному заводу "Двигатель". Решено было разработать партию из 15 опытных образцов.
Ситуация осложнялась тем, что Ленинград находился в блокаде. Но завод задание все-таки выполнил.
За неимением времени и из-за проблем с поставками за основу был взят популярнейший немецкий пистолет – Walter PPK. Однако стояла задача переработать его под советский калибр 7.62х25 и решить проблемы серийного производства такого оружия.
Первый пистолет был готов в марте 1942 года: абсолютно все детали были изготовлены вручную, иногда – практически кустарными методами. За изготовление отвечали 3 человека: старшие производственных участков – слесарного, фрезерного и токарного.
Первый экземпляр тестировали в пустом цехе при температуре -30 градусов – автоматика работала безупречно. Однако пистолет получился очень тяжелым: 1100 грамм.
ТТ, основной пистолет армии, был намного легче – всего 690 грамм. И потому в экземпляре №2, который вы видите фотографии ниже, укоротили ствол и возвратную пружину. В результате удалось добиться веса в 960 грамм.
Этот экземпляр устроил завод и они приступили к сборке всей опытной партии. Однако не хватало некоторых критичных деталей, которые изготовить было невозможно: потому в итоге было выпущено всего 14 экземпляров.
В результате несколько человек, ответственных за проектировку, принятие решений и изготовление этого оружия, было осуждено. Кроме того, проектировка и сборка пистолета без согласования с Москвой, превратились в отдельный пункт в обвинениях по знаменитому Ленинградскому делу.
В результате, несмотря на прекрасные показатели, успешно пройденные испытания и реальную необходимость армии в таком оружии, серийный выпуск наладить не удалось.