Найти тему
Реплика от скептика

Стаднюк, И.Ф. Люди не ангелы. Отзыв на роман советского писателя

Фотография автора
Фотография автора

Иван Фотиевич Стаднюк, которому в 2020 году исполнилось бы 100 лет, относится к писателям забытым или даже игнорируемым, чему виной стало, пожалуй, его последнее произведение с провокационным названием «Исповедь сталиниста». На самом деле, провокационное в нём – только название, а в остальном это – автобиография писателя, достаточно откровенная и вызывающая уважение честностью и прямотой.

Не все помнят, но роман «Максим Перепелица», больше знакомый нам по одноимённому фильму, тоже принадлежит перу Стаднюка. Этот роман – первое крупное произведение писателя, и на мой взгляд, довольно слабое.

Самое известное произведение Ивана Фотиевича – это пенталогия «Война», «Москва 41-й» и «Меч над Москвой». Эти большие книги ярко-красного цвета, изданные в подарочном варианте, я хорошо помню. Они были в нашей домашней библиотеке, и мой папа медленно и вдумчиво их читал. Я же, каюсь, не осилила.

Я прочитала роман Стаднюка «Люди не ангелы». И могу сказать, что очень рано сбросили мы писателя в коробку забытых.

Фотография автора
Фотография автора

Этот роман был закончен и издан в 1965 году. Его тоже можно использовать в качестве автобиографии Ивана Стаднюка, особенно, что касается страниц, посвящённых детству главного героя. Это себя описал Стаднюк: своё село на Винничине в Западной Украине, своего отца, рано овдовевшего и искавшего жену не для себя, но, чтобы стала матерью сыну; своих сестёр и братьев, своё детство, своих односельчан, коллективизацию украинского села со всеми её перегибами, голод 1932-1933 года на Украине. Заслуга писателя в том, что он, наверное, одним из первых описал события начала 30-х, когда ещё и термина «голодомор» не было.

Сюжет двух книг романа чётко делится на три части: 30-е годы, годы войны, послевоенный период. Главные герои – Павел Ярчук, 1920 года рождения, как и сам Иван Стаднюк, его сводная сестра Настя, другие жители села Кохановка.

Рос мальчик полусиротой: мама его умерла, старшие братья и сёстры уже жили своими семьями, а он остался с отцом – Платоном Гордеевичем.

30-е годы. Детство. Украинское село. Трудно даже представить себе, как можно было так накуролесить, чтобы в плодороднейшей области страны («воткнешь оглоблю - телега вырастет») люди умирали от голода. К чести писателя, надо сказать, что особых ужасов он не описывает. Просто и скупо:

«Если бы неделю, месяц... А то ведь многие месяцы в большинстве кохановских семей нечего поставить на стол. Подметены сусеки, опустошены погреба, ни одной курицы на дворах не осталось. Съедены даже свекловичные семена...

Все ждали весны, как никто еще в жизни ничего не ждал. Ждали, когда мороз отпустит землю и можно будет перекопать огороды, где осенью убрали картошку. Авось осталась какая-нибудь картофелина в земле. Вымерзшая за зиму, она хранит в затвердевшем мешочке щепотку крахмала. Ждали, когда оживет кора на липах, набухнут почки. А там появятся молодая крапива, лебеда, щавель, пшеничка. Надеялись, что природа хоть чем-нибудь поможет человеку.

Но весна вдруг отступила, повергнув людей в страшное отчаяние.

Первыми умирали от голода мужчины. Потом дети. Затем женщины. Но прежде чем уйти из жизни, нередко люди лишались рассудка, переставали быть людьми».

Смерть от голода обошла хату Ярчуков стороной, но поголодать всё же пришлось. Описано, как Платон Гордеевич выменивает на рынке на три своих георгиевских креста, полученных им на русско-японской войне, торбу ячневой крупы (дроблёного ячменя). Мачеха Павлика Ганна эту крупу сварила, и, чтобы хоть чем-то приправить кашу, вываривает в кастрюле доски от ящика, в котором когда-то хранилось солёное сало. А дети – Павлик и Настя, не в силах дождаться, пока еда будет готова, жуют сухие ячневые крупинки.

Другая тяжёлая тема – раскулачивание и высылка на Соловки зажиточных крестьян, коллективизация, насильное образование колхозов, аресты по неправедным подозрениям, по доносам или же просто по ошибке. «Или правду болтают, что районные власти давали разнарядку, по которой каждое село должно было раскулачить определенное количество хозяйств? Похоже, что правду...»

И, главное, что каждый мог в один момент из охранника превратиться в охраняемого. «А может, иначе не должно быть? Может, высочайшая мудрость в том и состоит, что лучше отсечь десять безвинных голов, чем недосмотреть одну волчью? Да, но ведь за каждой безвинной головой стоят дети, жена, братья, сестры! Как им всю жизнь ходить с пулей в груди и клеймом позора на лбу?..»

«Люди с опаской ворошили свою память, копались в прошлом, прикидывали, нет ли у них за спиной чего-либо такого, что может бросить тень подозрения. Ведь, оказывается, надо так мало: "Дальний родич - махновец"... "Отца избирали церковным старостой"... "Родители не хотели идти в колхоз"...»

Хоть я и не поклонница военной темы, но часть романа, посвящённую годам войны, прочитала с интересом. И даже не столько описание самих военных действий, сколько жизнь западноукраинского села в годы войны. Как-то раньше не думала я на такие темы, как, к примеру, судьбы подпольщиков.

Учитель Иван Никитич Кулида по прозвищу Прошу остался в оккупированном селе по заданию партизан, чтобы работать в фашистской администрации. Казалось бы, почёт ему и уважение. Но как же это выглядело на практике? Его сразу исключили из партии и написали в местных газетах, «что учитель Кохановской школы Кулида Иван Никитич решением бюро райкома исключен из партии... и привлекается к суду за уклонение от воинской повинности» – для создания правдоподобной легенды. И местные жители, его односельчане, его ученики, которых он учил в школе добру и справедливости, любви к Родине, что они должны были думать? Что их учитель – предатель? Знать, что твои же соседи могут тебя не только возненавидеть, но и убить, и молчать?

Или взять судьбу Сергея Грицая-Лунатика. Он из чувства мести донёс фашистам на учителя, и того повесили. А вместе с ним повесили двух партизан и восемнадцатилетнюю девушку. Всё село знало, что виновник этой трагедии – Сергей. Но его почему-то не судили. И жил он с этим грузом на сердце, зная, что односельчане его презирают, ещё двадцать лет после войны. Его настиг другой суд – собственная совесть.

Александр Черных, обиженный советской властью за то, что исключили его из лётного училища, поскольку его отец неделю пробыл в петлюровском обозе: «Петлюра ворвался в село, согнал всех мужиков на площадь и приказал всем, кто имел лошадей, везти его бандюков. Иначе пуля в лоб», - поддался на пропаганду власовцев и перешёл на сторону врага. Его узнал и убил в бою Павел Ярчук, но, поскольку Черных был без документов и в советской военной форме, то чествовали его в родном селе как героя. Павел долго молчал, чтобы не причинять боли его вдове Насте и не кидать тень на его дочь Марину, но однажды правда всё равно выплыла наружу.

Третья часть романа, посвящённая послевоенным годам, судьбам детей Павла, Сергея, Насти, тоже ставит немало вопросов, и звучит довольно современно, по крайней мере в той части, где говорится о проблемах села, о том, что, несмотря на все городские блага, почти каждый городской житель стремится заиметь хоть кусочек собственной земли.

«Куда же деваться и от этой противоречивой ситуации, когда заинтересованность государства в изобилии продуктов совпадает с заинтересованностью крестьян в приусадебных участках и личном скоте, хотя государству противны частнособственнические устремления людей».

А разве не современно звучат слова о раздувании армии управленцев? В 60-е годы появились сельский и промышленный обкомы, сельский и промышленный облисполкомы, совнархоз со своим парткомом, при том, что и отраслевые министерства никто не отменял.

Иван Стаднюк никого из своих героев не судит, поскольку никто, наверное, не без греха. Люди не ангелы – все могут ошибаться, заблуждаться. Но ошибки отцов никак не должны мешать счастью их детей и внуков.

Книга Стаднюка стала, пожалуй, первой в советской литературе, в которой прозвучала, пусть местами в усечённом виде, правда о страшном голоде, разрухе в деревне и о жесточайших репрессиях среди крестьянства. И удивительно, что, несмотря на очень острую тему, политическая цензура не запретила роман.

А вот ещё цитата, практически на злобу дня:

«- Вот скажи мне, Тарас, - спросил однажды у сына Игнат, - не через меру ли мы щедры на помощь чужим странам?

- А как же иначе? - удивился Тарас. - Жить под одним небом и не помогать тем, кто в беду попадает?

- Я не о том, - сказал Игнат, выслушав сына с вежливым вниманием. Кто же будет против того, чтобы дать голодающим трохи пшеницы, или построить больницу в тех краях, где людей морит всякая холера и чума, или подкинуть грошей и лекарств после землетрясения? Но разъясни ты мне толком, зачем нам, скажем, строить за границей... это самое... где мячи ногами гоняют... стадионы?!

- Стадионы? - Тарас посмотрел на отца с недоверием. - Что-то не слышал о таком.

- Не слышал? - Игнат зашелся язвительным смешком. - А у меня есть вырезочка из газеты. - И старик, достав из-под матраца тетрадку с записями, извлек из нее клок газеты.

Тарас читал заметку о "комплексе спортивных сооружений" с недоуменным и растерянным видом. На этот конкретный вопрос он ответить не мог, хотя понимал главное - то, что понимают все; наше государство, идущее к коммунизму, оказывает помощь слабым странам не корысти ради, а по законам братства и дружбы.

Заметив озадаченность сына, Игнат продолжил разговор:

- А вот скажи, во сколько мильенов тот стадион нам обойдется? Не знаешь? А я примерно знаю. Подсчитал! На эти гроши можно было б если не всю, то половину нашей области шоссейными дорогами покрыть!

- Придет время, возьмемся и за дороги, - сердито ответил Тарас…

- Ну ладно, - вроде опять шел на мировую Игнат. - Не будем говорить о разных там стадионах и плотинах, которые в чужих краях строим за свои кровные гроши, хотя они нам самим нужны. Не об этом разговор. Ты вот что скажи: сколько стоит тот, говорят, хрустальный, вперемежку с золотом палац спорта, что в Киеве на Бессарабке построили? Не знаешь? Стоит больше, чем обошлись бы шоссейные дороги между главными селами области!»

Прочитать роман онлайн можно здесь: https://www.litmir.me/br/?b=41403&p=1

И ещё одно. В свете событий последних лет я прошу воспринимать роман Ивана Стаднюка не как произведение украинского писателя об Украине, а как роман советского писателя об истории СССР на примере одного региона.

Ранее этот материал был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/48AFBC69CECE32E0.html

#литература_ссср

#советские_писатели

#стаднюк_иван