Сейчас много обсуждается тезис об оглуплении, даже дебилизации широких масс народа в условиях современного прогресса. Задолго до нашей эры человечество понимало, что в труднейших природных, общественных условиях человек жил в сильном напряжении, для того, чтобы выжить и подготовить к жизни свое потомство. Сначала это было на уровне инстинкта, а потом и сознания. Примеры и приводить не надо, все знают их неисчислимое множество. Ну маленький пример при развитии и становлении капитализма. В США шло стремительное накопление капитала в семьях. Те, кто становился очень богатым, сейчас не рассматриваем честным или преступным путем, понимали, что придется передавать созданное детям. но они понимали, сынок или дочка не смогут сразу успешно управлять автозаводом и даже отелем. Пусть они отучились в институте, но есть множество нитей во взаимоотношениях коллектива, в производственных кооперациях в различных зависимостях в коллективах и все они как то влияют на слаженность, результативность и в конечном итого на получение максимальной прибыли. Тогда капиталист устраивал в свой, а иногда и в чужой отель дочку уборщицей, хоть на неделю, потом посудомойкой, потом официанткой, потов выше и выше, в плановом отделе или бухгалтерии подольше. Беседовал с ней и убеждался, что она правильно понимает необходимость и ход процессов, людей, а может у нее и зарождаются идеи и к совершенствованию этих процессов. Потом назначает в Правление и она может быть надежной наследницей. это, конечно упрощенно. Но это путь к совершенствованию, а мне к оглуплению. Пример мой. Я родился в конце войны. Мне 77 лет. Советскому поколению, я бы не писал, сколько лет, они образованы в советской школе и в их сознании, все подсчеты происходят автоматически. Но судя по своим внучкам и их сверстникам, знаю, что даже памяти, когда была эта война в их сознании автоматизма нет. Нужно напрягаться, задуматься. А это нарушает душевный комфорт. Так вернемся к нашим баранам. В школе я учился во времена Хрущева. Я его очень не люблю. Самый необразованный из правителей страной всех времен. Самый жестокий, во времена репрессий больше всех подписывал на расстрел. Даже Сталин его одергивал. Он первый нанес сокрушающие удары по советской экономики. Но закон о единстве и борьбе противоположностей никто не отменит. И на солнце есть пятна, и у Хрущева были положительные стороны. Это по его требованию у нас в школах была обязательна производственная практика. В деревнях работали на земле, а в городах на заводах. я в 9 классе получил 3 профессии, разряды: шлифовщик, фрезировщик и даже токарь. Станки на тот период были современные. Считаю для себя очень полезным. И больше всего я получил полезного вникнув во взаимоотношения производственные и межличностные рабочей среды. Не буду утомлять последний пример. В советское время, в 1963 г. я поступил в Московское высшее общевойсковое командное ордена Ленина, Краснознаменное училище имени Верховного совета РСФСР. Но прежде, чем нам попасть в училище, нужен был год. Экзамены мы сдавали в Ногинском учебном центре. Затем в г. Ковров в учебную дивизию, 10 месяцев напряженной учебы. По сравнению с теми же срочниками, нас гоняли несравнимо с ними. Сержантами были срочники и отборные. У меня командир отделения был 27- летний сержант, чемпион СССР по парашютному спорту, от армии был освобожден, но был сильно травмирован, подлечили и призвали в армию. Характер железный. Приучали к понимаю сознательной дисциплины, много наказывали. За мелочи, но не поспоришь. А поспоришь, добавят. Хорошо, что я до этого читал книгу немецкого писателя ФАБРИКА ОФИЦЕРОВ, где описывали жизнь и подготовку курсантов для дивизий СС «Мертвая голова, Викинг и др.» и я видел, что там было еще строже. Хотелось быть не хуже. Но самая суть в этом обучении и излишнем напряжением сил была в том, что нам говорили сержанты. Мы вас гоняем днем и ночью, по ночам на разгрузку вагонов, а потом без отдыха на полигон, с благой целью, чтобы, когда станете офицерами и будете отдавать приказы солдатам, войскам всегда понимали, какие это нагрузки. Мы приехали в учебную дивизию ротой в 134, а вышли оттуда на 2 курс 106 человек. 1 – погиб, кого то комиссовали по здоровью, а большинство не захотели быть офицерами. Но уже на пенсии, я обратил внимание, что деградирую. Ни по здоровью, ни по уму, а по восприятию окружающей среды, изменения в ней. Например, раньше, я хорошо знал Москву, область. В бардачке машины всегда были карты, схемы метро и т. п. А сейчас все по навигатору и я перестал узнавать новые улицы, а потом стал забывать и старые. Интернет многое дает, но и обедняет требования к памяти. Мои внучки, к примеру, с телефонами вполне умные, быстро находят и отвечают на любой вопрос. Отбираю телефоны, начинаю спрашивать о науках, культуре, о чем-то пофилософствовать и вижу оглупление, растерянность. А они в старших классах школы. Ясно, что Болонская система обучения для одебиливания, но и информационный прогресс не приведен к равновесию развития молодого сознания, восприятия и отбора информации. Надеюсь, наука сумеет погасить негативы, ведущие к деградации.