Эту TDK D в далёком 88-м приобрёл у знакомого по институтскому спортзалу, где часто бывал вместо лекций. Точнее заработал, дело было так, короче...
...В тот день вместе с тетрадями и старым динамовским трико в моей сумке лежала взятая всего на один день кассета со студийной записью Metallica 84-го года "Ride the lightning". Это величайшее достижение мировой культуры предстояло перезаписать так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, но для этого была нужна новая кассета. Да вот беда, в наличии таковой не было, как и 18-ти или 20 рублей, необходимых для её приобретения в комке, то есть в комиссионном магазине.
Тренировка близилась к завершению, когда в пустой спортзал завалил Виталик. Именно завалил, иначе он не мог, потому что на нём был спортивный костюм и кроссы общепризнанного мирового бренда, которые запросто могли преобразить даже дистрофика - первокурсника в чуть ли не голливудскую звезду. Во всяком случае так тогда казалось, и не мне одному. Выполнив жим лёжа, небрежно опуская старый ржавый гриф на своё, говоря на современном слэнге, бомбическое трико, стоимость которого была больше моего заработка в стройотряде за все лето, он небрежно вытащил из своей объёмной сумки пару спортивных костюмов, кроссы и о чудо - блок кассет ТDK D. Понимая, что с деньгами у меня туго, деликатно поинтересовался, нет ли на примете кого- нибудь, кому можно толкнуть это барахло. За участие в благородном деле по неписанным правилам взрослой жизни полагалась скромная комиссия, но разумеется об этом не было сказано ни слова, чтобы ненароком не спугнуть удачу. Впрочем Виталику невозможно было отказать в помощи в любом случае. Вечером того же дня Виталькина сумка почти опустела, а мой имидж существенно вырос в глазах тех знакомых, к которым мы успели наведаться. Брать у Витальки деньги с его кровной выручки было бы стрёмно, а вот новенькая ТDK D, полученная в качестве гонорара по символической "госцене", пришлась как нельзя кстати.
Дома появился только к полуночи с "Маяком" под мышкой, взятым до утра у одного из друзей. Запись вёл обычно на заимствованный "Маяк-233" со своей приставки "Радиотехника МП-201" (статейки об этих аппаратах есть на этом бложке). Забыв начисто о чувстве голода, приступил к ритуалу перезаписи кассеты, что было немыслимо без одеколона и ваты, накрученной на спичку. Не только автор, думаю многие тогда были убеждены, что качество магнитной записи напрямую зависит от интенсивности протирания магнитной головки одеколоном. Другим не менее важным атрибутом домашней студии звукозаписи была маленькая отвёртка от швейной машинки, как всем известно, необходимая для настройки магнитной головки. На этой швейной машине мать шила для меня семейные трусы из ядовито - зеленой ткани с надписями "Москва - 80" и олимпийскими кольцами. Запасы этой ткани казались настолько неистощимыми, что приходилось всерьёз опасаться, что в таких трухалях придётся щеголять на протяжении всей оставшейся жизни.
...Та самая ТDK D90 с Металликой 84-го года и сейчас в целости и сохранности. Интересно оценить качество записи, произведённой 34 года тому назад. Вытащив кассету из футляра, заметил на верхнем торце едва заметную выемку, оставленную когда-то "Маяком". Вставил ее в деку Yamaha KX-490 и убедился, что система шумоподавления отключена. В Ямахе в отличии от отечественных аппаратов она невероятно крутая, но мне по душе шипение в паузах между композициями и очень нравится едва слышное характерное потрескивание, которое напоминает, что слушаешь копию с благородного винила, пусть и не первую. Что сказать - "Ride the lightning" зазвучал так, как и должен был звучать этот шедевр. Низы показались даже более сочными, чем привык их слушать на отечественных аппаратах. В диапазоне высоких частот обошлось без завалов. Впрочем вряд ли запись может звучать лучше, чем её произвели несколько десятков лет тому назад на "Маяке", даже если сейчас используешь для прослушивания более серьёзную деку. Так или иначе, качество записи не ухудшилось, это точно. Ревизии подверглись четыре сохранившихся ТDK D. Звучание групп Death, Slammer, Hellow's Eve, Morbid Angel, Reanimator, Sepultura не изменилось. Из них на студии записывался только Reanimator, который каким-то чудом не был стёрт, несмотря на то, что интерес к этой группе угас после первого же прослушивания. Зато эта кассета почти не использовалась, так и осталась новенькой. Сохранился даже аромат, характерный для свежераспечатанной кассеты.
Старые ТDK D из 80-х кажутся на голову выше своих более поздних собратьев в прозрачном корпусе. Но если объективно, плёнка в cтекляшках как минимум не хуже, да и лентоукладка тоже. Но лично у меня они не вызывают таких эмоций, как их предшественники.
Надо отдать должное стеклянной TDK D, - группы Mersyful Fate, Cathedral и старый добрый Frank Duval порадовали нисколько не изменившимся высоким качеством звучания. Что касается пары студийных TDK Ferric с поздней Метлой, так тут и говорить нечего. Что с них взять - ведь они практически новые, поскольку приобретались в студии звукозаписи где-то в 97-ом или 98 году.
Статья была бы неполной без упоминания о ТDK A, тем более что по дизайну они не уступают старым добрым D.
А что же с плёнкой, не раз приходилось слышать, что в этих кассетах она похуже воспроизводит высокие частоты и предназначена преимущественно для речевых программ. Эксперимента ради пожертвовал TDK A со студийной записью группы A-HA, одно время часто давал её слушать кому попало, так что лента должна была изрядно износиться. Рискнул записать с ноута на эту кассету группу Saturnus 96-го года, альбом "Paradise belongs to you". Возможно мне с детства медведь на ухо наступил, но провалов в диапазонах как высоких, так и низких частот не почувствовал, качество записи получилось практически один к одному. Возможно это заслуга деки, Yamaha и в Гондурасе Yamaha. Впрочем записанные когда-то на такие же кассеты на "Маяке" и "Радиотехнике" альбомы групп Slayer, Benediction, My dying bride, Overkill, Cannibal corpse, Necronomicon, Obituary и сейчас звучат довольно неплохо для кассет 1-го типа.
Возвращаясь к той самой TDK D c Металликой 84-го года, понимаешь, насколько важно бывает нацеливать себя на результат изначально. Решил вот в далеком 88-ом записать этот альбом так, чтобы хватило на всю жизнь и, как ни странно, так оно и вышло :) Иногда слушаю с удовольствием эти записи спустя целых 34 года, пролетевших как один день... Заодно приятно вспоминается та самая золотая осень, последний аккорд прошедшего лета, которое запомнилось альбомом Метлы 84-го года и девушками, которых никак не назовешь недотрогами...