Среди малоизвестных государственных образований Средневековой Европы стоит отметить юдикаты острова Сардиния. Не слишком известные государства, хотя последнее из них потеряло свою независимость не в такой уж и глубине веков – в 1410 году.
Все же сохранить независимость у Сардинии было слишком мало шансов. Плодородный и стратегический остров был открыт для завоевателей со всех сторон света, при этом интересно, что с, казалось бы, более могучей и экспрессивной центральной Европы, давления на Сардинию было всегда минимальным. Даже Карл Великий, формально будучи сюзереном соседней Корсики никогда не включал Сардинию в состав своей империи. Еще одним фактором, никак не способствовавшим самостоятельности острова, было странное разделение и так небольшой территории на четыре отдельных государства – как раз на пороге Средневековья.
Особенное государственное устройство Сардинии, вкупе с формированием ее народа, сложилось под влиянием целого ряда специфических внешних факторов.
Итак, остров, ранее находившийся в составе единой Римской империи, после её падения оказался как бы на перепутье. От Восточной Римской империи Сардинию оторвали не столько стремление ее правителей к сепаратизму, сколько странная религиозная политика императоров Исаврийской династии и при данной претенциозности, невозможность защитить остров от арабских набегов. На начало 8-го века Сардиния все еще формально подчинялась Константинополю и посылала в столицу символическую дань.
Арабы атаковали византийские средиземноморские владения еще с первой половины 7-го века, параллельно с захватом Северной Африки, которая полностью оказалась под их контролем в 709 году, за исключением города Сеута. В свете этого в начале 8-го века арабский флот уже господствует в Средиземном море, и положение Сардинии становится критическим. И вот странность – несмотря на то что границы империи трещали по всему периметру от арабских завоевателей, способный военачальник и правитель Лев III Исавр, начинает свою иконоборческую политику.
Епископаты и монастыри противятся этому движению, поддерживая в этом вопросе Папу Римского и Сардиния по существу откалывается от Константинополя. При этом в течении сотни последующих лет, властителям острова удается хоть и с большими потерями самостоятельно отражать набеги арабского флота.
Тогда же, или накануне, по-видимому, произошло слияния гражданской и военной власти – такой формат управления был распространен в провинциях империи. Но имя первого византийского дукса – начальника военного гарнизона, так и осталось неизвестным, как и имена его преемников, документов просто нет. На начало IX-го века, дукс Сардинии становится наследственным господином острова. При этом Сардиния оказывается в изоляции от всего остального христианского мира и под влиянием этой изоляции формируется ее особенное политическое устройство.
Правитель острова – захвативший власть после разрыва связей с Константинополем, не был полновластным царем. Получилось так, что власть его очень существенно ограничивалась конституционным обычаем с одной стороны, сильными магнатами с другой, а с третьей юдекс (данный термин можно перевести как «судья») ни имел никакого влияния на церковные власти – они подчинялись напрямую Римскому Папе. Силу сопротивления магнатам в свое время дали беженцы-христиане из Африки – в том числе и на их основе формировались военные отряды. Разграничение власти юдекса и магнатов очень скрупулезно регулировалось целым рядом законодательных актов и хартий, постоянно подтверждаемых. Согласно этим хартиям, юдекс, в первую очередь, не имел права чеканить монету (использовались римские деньги), назначать налоги, заключать международные договора и объявлять войну.
Неизвестно, как именно это произошло, но предположительно в IX веке (между 851 и 874 годами), при потомках бывшего византийского архонта, дукса Сардинии, остров разделяется на четыре военных области. Во всяком случае, в 840 году, арабский географ упоминает только одного властителя «консула» Сардинии (не называя, впрочем, его имени), а уже в 864, Папа Николай I, в письме обращается к юдексам во множественном числе, чуть позже, в 872, другой Папа Иоанн VIII, также направляет послание не «принцу», а «принцам» Сардинии. Между концом IX века и началом XI-го полностью формируются четыре независимые друг от друга государственные территории, названные юдикатами.