Ту-160 - советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности (многорежимный), разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Производился с 1964 года, всего создано 35 самолетов из них 8 опытные прототипы. В настоящее время в армии 17 самолетов. Производство самолетов возрождено и продолжается, в 2022 году первый полностью новый самолет поднялся в небо.
Основные ТТХ:
- Экипаж -4 чел.
- Длина -54,1 м
- Размах крыла -55,7 / 50,7 / 35,6 м
- Высота -13,1 м
- Площадь крыла -232 м²
- Масса пустого -110 000 кг.
- Нормальная взлётная масса -267 600 кг.
- Максимальная взлётная масса -275 000 кг.
- Двигатели - 4 × ТРДДФ НК-32
- Тяга максимальная: 4 × 18 000 кгс. Тяга на форсаже -4 × 25 000 кгс.
- Максимальная скорость - на высоте: 2200 км/ч (М=1,84)
у земли: 1030 км/ч (М=0,86) - Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,71)
- Максимальная дальность без дозаправки: 13 950 км.
- Практическая дальность без дозаправки: 12 300 км.
- Боевой радиус: 7300 км.
- Продолжительность полёта -25 ч.
- Практический потолок: 16 000 м.
- Скороподъёмность - 4400 м/мин.
- Длина разбега/пробега - 900 м.
- Нагрузка на крыло:при максимальной взлётной массе: 1185 кг/м²
при нормальной взлётной массе: 1150 кг/м² - Тяговооружённость -при максимальной взлётной массе: 0,37
при нормальной взлётной массе: 0,36.
Конструкция самолета.
Самолет во многом имеет уникальную конструкцию, самой сложной частью конструкции планера является механизм изменения стреловидности крыла. Он аналогичен самолету Ту-22М но пересчитан и усилен в необходимых местах. Силовые элементы выполнены преимущественно из титановых сплавов.
Для сварки несущих титановых конструкций центроплана необходима уникальная установка электронно-лучевой сварки. Только этот метод обеспечивает прочность сварных швов титана. Швы не уступают по прочности самому материалу, стык получается монолитным. Я не уверен но на западе до сих пор не умеют варить титан на больших толщинах, с обеспечением хорошей прочности. Эту уникальную установку удалось возродить и улучшить, это и сделало возможным производство этих самолетов в настоящее время.
На самолёте установлены четыре двигателя НК-32, являющиеся дальнейшим развитием линейки НК-144, НК-22 и НК-25.
Конструктивно НК-32 — трёхвальный двухконтурный двигатель со смешением потоков на выходе и общей форсажной камерой с регулируемым соплом. Двигатели размещаются попарно в гондолах под фюзеляжем. Воздухозаборники прямоугольного сечения с вертикально расположенным регулируемым клином и шестью створками воздушной подпитки. В 2016 году серийное производство двигателей возродили. Видимо эти первые 4 двигателя и летают на новеньком "белом лебеде".
ВСУ ТА-12 обеспечивает самолёт электроэнергией и сжатым воздухом на земле, а также может использоваться в качестве аварийного источника энергии в воздухе на высотах до 7 км.
Все самолеты оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Вооружение.
Проектировался как стратегический ракетоносец, и до недавнего времени никаких ракет с обычной БЧ на вооружении не имел. Мог нести только Х-55 и ее модификации. В настоящее время самолеты переоборудованы и могут применять следующие типы ракет:
- Х-101 и Х102 - Ракета стратегической дальности, до 5500 км. Может нести как обычную, так и спец БЧ. в двух отсеках может расположится 12 ракет.
- Х-55 и ее модификации, это ракета с ядерной БЧ но нести ее модернизированная версия Х-555 она уже может нести обычную БЧ. Самолет может нести до 12 ракет такого типа.
- Ракеты Х-15, их он может нести по 12 штук в одном отсеке, всего 24. Ракеты летают на 300 километров но скорость полета 5 махов. Может быть, оснащена спец БЧ, до 300 килотонн.
Самолет может применять и бомбы, разных типов. Всего бомбовая нагрузка составляет до 40 тонн.
Так как самолет представлял прямую угрозу для самых демократических демократов из страны с названием из 3-х букв. Так как после распада СССР большая часть этих самолетов осталось в Цэ европе, они в 1998 году в угоду своим новым друзьям разрезали в Прилуках первый самолет, налет его составлял 466 часов. НО в 1999-2000 годах власть РФ поменялась и в уплату за газ Цэ европейцы отдали 8 самолетов и более 500 крылатых ракет. Но 10 самолетов порезать они успели.
Это самый тяжелый, самый скоростной в своем классе самолет. Он обладает на сегодня самой большой взлетной массой среди "одноклассников", к которым можно отнести американский Б-1 с очень большой натяжкой, Вообще аналогов самолету нет и наверно уже не будет. С появлением дальнобойного высокоточного оружия необходимость быстро доставить ракеты на другой конц земли отпала. По имеющейся в сети информации, разрабатывающейся перспективный комплекс дальней авиации будет дозвуковм но с очень большой дальностью полета, какой не уточняется.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.