18,2K подписчиков

"Белый лебедь" российской стратегической авиации. Ракетоносец Ту-160.

15K прочитали

Ту-160 - советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности (многорежимный), разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Производился с 1964 года, всего создано 35 самолетов из них 8 опытные прототипы. В настоящее время в армии 17 самолетов. Производство самолетов возрождено и продолжается, в 2022 году первый полностью новый самолет поднялся в небо.

Ту-160 - советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности (многорежимный), разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х...

Основные ТТХ:

  • Экипаж -4 чел.
  • Длина -54,1 м
  • Размах крыла -55,7 / 50,7 / 35,6 м
  • Высота -13,1 м
  • Площадь крыла -232 м²
  • Масса пустого -110 000 кг.
  • Нормальная взлётная масса -267 600 кг.
  • Максимальная взлётная масса -275 000 кг.
  • Двигатели - 4 × ТРДДФ НК-32
  • Тяга максимальная: 4 × 18 000 кгс. Тяга на форсаже -4 × 25 000 кгс.
  • Масса топлива: 148 000 кг.
  • Максимальная скорость - на высоте: 2200 км/ч (М=1,84)
    у земли: 1030 км/ч (М=0,86)
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,71)
  • Максимальная дальность без дозаправки: 13 950 км.
  • Практическая дальность без дозаправки: 12 300 км.
  • Боевой радиус: 7300 км.
  • Продолжительность полёта -25 ч.
  • Практический потолок: 16 000 м.
  • Скороподъёмность - 4400 м/мин.
  • Длина разбега/пробега - 900 м.
  • Нагрузка на крыло:при максимальной взлётной массе: 1185 кг/м²
    при нормальной взлётной массе: 1150 кг/м²
  • Тяговооружённость -при максимальной взлётной массе: 0,37
    при нормальной взлётной массе: 0,36.

Конструкция самолета.

Ту-160 - советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности (многорежимный), разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х...-2

Самолет во многом имеет уникальную конструкцию, самой сложной частью конструкции планера является механизм изменения стреловидности крыла. Он аналогичен самолету Ту-22М но пересчитан и усилен в необходимых местах. Силовые элементы выполнены преимущественно из титановых сплавов.

Для сварки несущих титановых конструкций центроплана необходима уникальная установка электронно-лучевой сварки. Только этот метод обеспечивает прочность сварных швов титана. Швы не уступают по прочности самому материалу, стык получается монолитным. Я не уверен но на западе до сих пор не умеют варить титан на больших толщинах, с обеспечением хорошей прочности. Эту уникальную установку удалось возродить и улучшить, это и сделало возможным производство этих самолетов в настоящее время.

На самолёте установлены четыре двигателя НК-32, являющиеся дальнейшим развитием линейки НК-144, НК-22 и НК-25.

Конструктивно НК-32 — трёхвальный двухконтурный двигатель со смешением потоков на выходе и общей форсажной камерой с регулируемым соплом. Двигатели размещаются попарно в гондолах под фюзеляжем. Воздухозаборники прямоугольного сечения с вертикально расположенным регулируемым клином и шестью створками воздушной подпитки. В 2016 году серийное производство двигателей возродили. Видимо эти первые 4 двигателя и летают на новеньком "белом лебеде".

ВСУ ТА-12 обеспечивает самолёт электроэнергией и сжатым воздухом на земле, а также может использоваться в качестве аварийного источника энергии в воздухе на высотах до 7 км.

Все самолеты оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Вооружение.

Боекомплект. На переднем плане Х-101 на заднем Х-55
Боекомплект. На переднем плане Х-101 на заднем Х-55

Проектировался как стратегический ракетоносец, и до недавнего времени никаких ракет с обычной БЧ на вооружении не имел. Мог нести только Х-55 и ее модификации. В настоящее время самолеты переоборудованы и могут применять следующие типы ракет:

  • Х-101 и Х102 - Ракета стратегической дальности, до 5500 км. Может нести как обычную, так и спец БЧ. в двух отсеках может расположится 12 ракет.
  • Х-55 и ее модификации, это ракета с ядерной БЧ но нести ее модернизированная версия Х-555 она уже может нести обычную БЧ. Самолет может нести до 12 ракет такого типа.
  • Ракеты Х-15, их он может нести по 12 штук в одном отсеке, всего 24. Ракеты летают на 300 километров но скорость полета 5 махов. Может быть, оснащена спец БЧ, до 300 килотонн.

Самолет может применять и бомбы, разных типов. Всего бомбовая нагрузка составляет до 40 тонн.

Показушная утилизация почти новоро самолета.
Показушная утилизация почти новоро самолета.

Так как самолет представлял прямую угрозу для самых демократических демократов из страны с названием из 3-х букв. Так как после распада СССР большая часть этих самолетов осталось в Цэ европе, они в 1998 году в угоду своим новым друзьям разрезали в Прилуках первый самолет, налет его составлял 466 часов. НО в 1999-2000 годах власть РФ поменялась и в уплату за газ Цэ европейцы отдали 8 самолетов и более 500 крылатых ракет. Но 10 самолетов порезать они успели.

Это самый тяжелый, самый скоростной в своем классе самолет. Он обладает на сегодня самой большой взлетной массой среди "одноклассников", к которым можно отнести американский Б-1 с очень большой натяжкой, Вообще аналогов самолету нет и наверно уже не будет. С появлением дальнобойного высокоточного оружия необходимость быстро доставить ракеты на другой конц земли отпала. По имеющейся в сети информации, разрабатывающейся перспективный комплекс дальней авиации будет дозвуковм но с очень большой дальностью полета, какой не уточняется.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Статьи по теме: