Найти тему

Рабочий лист по теме "Синтаксическая роль инфинитива"

Оглавление

Синтаксическая роль инфинитива - одна из самых сложных для восьмиклассников тем. Предлагаю рабочий лист, который поможет отработать этот материал на уроках. Пригодится он и при подготовке к заданию 2 ОГЭ.

Теория

1. Инфинитив входит в составное глагольное сказуемое, если относится к вспомогательному глаголу:

Нам хотелось танцевать.

2. Инфинитив является подлежащим, если обозначает предмет речи:

Жить - родине служить.

3. Инфинитив входит в форму сложного будущего времени:

Я буду работать. Мы будем строить. Ты будешь отвечать.

4. Инфинитив является дополнением, если глагол и инфинитив относятся к разным субъектам действия:

Все просили её (о чём?) спеть.

5. Инфинитив является обстоятельством цели при глаголе движения:

Я вышел на улицу (зачем?) погулять.

6. Инфинитив является определением, если относится к существительному:

У меня есть желание (какое?) искупаться в речке.

7. Инфинитив может входить в состав распространённых обстоятельств и определений (деепричастных и причастных оборотов); в этих случаях инфинитивы являются зависимыми словами и относятся к деепричастиям или причастиям.

Отец, желая отдохнуть от работы, ушёл в беседку.

Отец, желавший отдохнуть от работы, ушёл в сад.

Упражнения

Упражнение 1

Распределите сочетания слов с инфинитивами в зависимости от их синтаксической роли.

Начал искать, будем рассказывать, хочу отдохнуть, мечта отдохнуть, приказали приехать, вышел прогуляться, желание поспать, рисовать будем, попросили помыть, люблю плавать, зашёл купить, продолжим заниматься, стремление похудеть, приехал погостить, попросили подежурить, просьба приехать, решивший поступить, закончив убирать, стремившийся уехать, буду открывать, продолжая обсуждать, продолжили обсуждать, остался пообедать, прекратил грубить, привыкший тренироваться.

ПГС, выраженное сложным будущим временем: ______________________________

Входит в СГС: ____________________________________________________________________

Дополнение: _____________________________________________________________________

Обстоятельство цели: _________________________________________________________

Определение: ____________________________________________________________________

Входит с состав распространённого определения, выраженного причастным оборотом: _________________________________________________________

Входит в состав распространённого обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом: _____________________________________________________

Упражнение 2

Сопоставьте предложения и синтаксическую роль инфинитива в них. Соедините стрелками.

-2

Упражнение 3

Составьте предложения так, чтобы инфинитив ИГРАТЬ был разными членами предложения. Используйте вспомогательные слова с вопросами.

-3

Упражнение 4

Распределите предложения по двум группам: 1) инфинитив входит в СГС; 2) инфинитив входит в причастный или деепричастный оборот. Расставьте запятые.

1. В классе ребята продолжили читать роман «Дубровский» и ответили на вопросы к произведению.

2. Ребята продолжив в классе читать роман «Дубровский» ответили на вопросы к произведению.

3. Андрей любивший проводить свободное время на природе отправился на выходные в горы.

4. Андрей любил проводить свободное время на природе поэтому на выходные он отправился в горы.

5. Спортсмены начали тренироваться ещё в январе и к открытию летнего спортивного сезона они хорошо подготовились.

6. Начавшие тренироваться ещё в январе спортсмены хорошо подготовились к открытию летнего сезона.

7. Маша выступала на всех соревнованиях но продолжала готовиться к экзаменам в школе.

8. Маша выступала на всех соревнованиях продолжая готовиться к экзаменам в школе.

Упражнение 5

Выделите грамматические основы предложений. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Я уже хотел было с ним поговорить, как вдруг на меня налетел Бобби, схватил меня за локоть и затолкал в угол.

2. Он стал ещё быстрее и агрессивнее раскачиваться на своём стуле.

3. У меня не было ни малейших оснований сомневаться в правдивости его слов.

4. Он внезапно перестал качаться на стуле.

5. Я знал, что если покину остров, не сделав этого, то буду жалеть о своем бездействии до конца жизни.

6. Но у меня не хватило ни мудрости, ни опыта, ни желания настаивать на своём.

7. — Желаю вам приятно провести время, — с натянутой улыбкой прощебетала директриса.

8. Вам, возможно, кажется, что мы нашли способ победить смерть, но это иллюзия.

9. Воображение рисовало мне ужасающие сцены, и я опасался набрести на гору одетых в обуглившееся тряпье скелетов.

10. Вскоре все без исключения умоляли Клэр съесть хоть что-нибудь.

11. На следующий день… группа мужчин отправилась осматривать сараи и заглядывать под перевёрнутые лодки, обходя места, где холостой любитель выпить мог бы отсыпаться.

Упражнение 6

Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.

2. Приходил лакей звать меня к княгине.

3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.

4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.

5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.

6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.

7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.

8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.

9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.

10. Долго будет моросить осенний дождь.

11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.

12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.

13. Стали носиться зловещие слухи.

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Задание от подписчика

А это задания от подписчицы Надежды Ш. Большое спасибо Надежде. Думаю, многим пригодится.

Каким членом предложения является инфинитив?

  • Лётный директор посоветовал пилотам искать другое место работы.
  • Приказ седлать коней заставил стрелков заняться делом.
  • Степан предложил поохотиться на гусей.
  • Приземление на той площадке грозило опасностью изуродоваться.
  • Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано.
  • Поймать на рыбалке щуку – огромная радость.
  • Я люблю скакать на горячей лошади.
  • В это мгновение он сделал знак молчать.
  • Жители домов вышли посмотреть на пожар.
  • Руководитель секции рекомендовал мне больше тренироваться.
  • В его голосе звучало огромное желание победить.
  • Изучать краски, цвет, расположение предметов, дорогие ребята, - это огромное наслаждение.
  • Жизнь прожить – не поле перейти.
  • Сегодня я должен выполнить работу вовремя.
  • Я должен тебе сказать кое-что важное.
  • Природа помогала животным добывать необходимую пищу.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.