Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.11): УНИКАЛЬНОСТЬ СЛОВА

«Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: “Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мной стал впереди меня, потому что был прежде меня”. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, — Он явил» (Ин. 1:15–18).

Стих 15. Стихи 15–18 образуют заключительную часть Пролога, в которой говорится об уникальности Иисуса. Иисус уникален в том, что Он превзошёл Иоанна Крестителя и Моисея. Он — Тот, кто отрыл людям Самого Бога. Поскольку 1:16 логически продолжает 1:14, некоторые комментаторы рассматривают 1:15 как добавление. В связи с этим Рэймонд Браун пишет:

«Иоанн Креститель говорит эти же слова об Иисусе в [1:30]. Сегодня принято считать, что этот стих является дополнением к изначальному гимну, дополнением подобным ст. 6–8… неуклюже вклинивающемся между ст. 14 и 16».

Однако этот стих вовсе не прерывает ход мысли в Прологе. Д. Карсон доказывает, что лучше рассматривать 1:15 как «умышленную, осознанную ремарку», и далее пишет:

«Предыдущее упоминание о свидетельстве Иоанна Крестителя (ст. 6–8) касается прихода предвечного света в мир; этот стих не имеет отношения к данной теме и звучит в контексте славы Слова, воплотившегося в конкретного человека, конкретного «он», о котором могут судить другие люди. Таким образом, происходит подготовка к более подробному рассказу о свидетельстве Крестителя, которое начинается сразу же после Пролога».

Иоанн был больше, чем просто очевидец. Он не просто говорил, а восклицал (кразо), что является «…особым раввинским термином для обозначения громкого голоса пророка для всеобщего слышания». Голос Иоанна был голосом вестника, смело возвещающего своё послание, которому должны были внимать и повиноваться люди. Его миссией было указать другим на Иисуса; соответственно он свидетельствовал об Иисусе, делая акцент на Его вечной природе: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мной стал впереди меня, потому что был прежде меня». Хотя Иисус пришёл после Иоанна, в действительности Он уже существовал раньше. Как уже было отмечено, Слово, которое стало плотью в лице Иисуса Христа, существовало всегда. Это предвечное существование Иисуса доказывает Его превосходство над Иоанном (см. 8:58; 17:5).

Стих 16. И далее евангелист Иоанн заявляет: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Выражение «благодать на благодать» (харин анти харитос) является довольно необычным и буквально означает «благодать вместо благодати». Судя по всему, Иоанн хотел подчеркнуть важность понятия благодати. Международное Библейское Общество так передаёт смысл 1:16: «По Его безграничной благодати мы все получили одно благословение за другим». То есть, как только одно благословение уменьшается, на смену ему приходит другое. Бог непрерывно изливает Свою благодать, и Его запасы благословений никогда не истощаются. Иисус всегда был добрым, милостивым, щедрым и великодушным. За одним актом доброты всегда следовал другой, а за ним ещё другой, — так много, что можно сказать, что Иисус осыпал человечество благословениями.

Стих 17. Хотя в целом Пролог был о Слове, в 1:17 впервые появляется имя Иисуса Христа. Оно звучит в контексте противопоставления Моисея, пророка Израиля, и Иисуса Христа, который был, как Моисей. Возможно, Иоанн хотел в этом стихе противопоставить, с одной стороны, благодать и истину а с другой — закон, данный через Моисея, словно говоря, что эти два понятия были взаимоисключающими и что первое является новозаветным. Это не значит, что «благодать и истина» возникли с новым соглашением, о них было сказано ясно и открыто в старом соглашении (см. Исх. 34:6; Пс. 85:15). Закон уже был выражением Божьей милости в том понимании, что он был дан в интересах людей; но даже будучи выражением Божьей любви и заботы о людях, закон был неполным и потому недостаточным, чтобы спасти людей от грехов. Однако с приходом Слова, полного благодати и истины, стало возможным полное спасение. Теперь человечество обладало всем необходимым, чтобы стать праведными перед Богом.

Стих 18. Когда Иоанн сказал, что Бога не видел никто никогда, он не оспаривал тот факт, что люди были свидетелями различных откровений от Бога, таких как Его явление Моисею (Чис. 12:8) и Исаие (Ис. 6:1–13). В греческом тексте слово «Бог» здесь используется без артикля, тем самым делая акцент на природе или сущности Бога, а не просто Его личности. Хотя никогда не видел Бога таким образом, «единородный Сын... Он явил Его». В некоторых греческих манускриптах вместо «единородный сын» (моногенэс хийос) стоит «единородный Бог» (моногенэс теос). Текстуальные свидетельства указывают в пользу варианта «единородный Бог», то есть уникальной личности, у которой особые отношения с Отцом. (В Международном Библейском Обществе нашли компромиссное решение, объединив оба варианта: «…единственный Сын, Который… Сам Бог»). С приходом Слова единственный Бог, рождённый во плоти, «явил» Отца. Слово, переведённое здесь как «явил», это глагол экзэгеомай, означающий «объяснять, толковать, рассказывать, или сообщать». От него произошёл термин «экзегеза», который означает «сделать понятным», то есть толкование или интерпретация древних текстов. Хотя подлинная сущность Бога никогда не была доступна человеческим глазам, Христос дал полное объяснение Бога авторитетным и зримым образом. Иисус является объяснением Бога. Он обладает всем необходимым для этого, поскольку Он — «сущий в недре Отчем». Это выражение вызывает в памяти картину Лазаря на лоне Авраама (Лк. 16:22, 23), а также Последнюю вечерю, во время которой любимый ученик Иисуса возлежал у груди Его (Ин. 13:23). Это выражение указывает на особую близость между Отцом и Сыном. Поскольку Иисус был связан со своим Отцом, Он был единственным, кто мог полной мерой показать Отца. На просьбу Филиппа «Покажи нам Отца» Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца» (14:8, 9).

В 1:18 заканчивается часть книги, традиционно называемая «Прологом», на протяжении которого неоднократно подчёркивалась мысль о том, что только Иисус открывает и объясняет Самого Бога в совершенной полноте. Как отмечает Д. Карсон, параллель между 1:1 и 1:18 усиливает эту тему, «образуя inclusio, разновидность литературного обрамления, которое мягко охватывает всё содержание 1:1–18». Эти параллели проявляются в следующем: «в недре Отчем» перекликается с «у Бога»; «единородный Сын», то есть уникальный — с «было Бог»; и, говорить о том, что этот уникальный Сын «явил» или объяснил Бога, всё равно, что сказать, что Он и есть «Слово», открывающее Бога во всей полноте.

#Иисус #христос #иисусхристос #господьиисусхристос #евангелиеотиоанна #священныеписания #читатьбиблию #читаембиблиювместе #толкованиеевангелия #евангелиедня