Миграционный вопрос является одним из наиболее острых в нашей стране
Массовый приток мигрантов уже меняет этнокультурный состав целых районов и, даже, регионов.
Главным обоснованием того, почему необходимо завозить мигрантов, сторонники подобной политики называют экономическую целесообразность. Якобы мигранты обеспечивают экономику дешёвым трудом и покрывают дефицит кадров.
На самом деле я бы рассмотрел данную аргументацию даже и с некоторой положительной стороны. Ведь экономическое обоснование хорошо тем, что его можно опровергнуть. Оно не является идеологическим.
Так, в Европе необходимость массового завоза мигрантов обосновывают культурным фактором. В ЕС абсолютно открыто заявляют о необходимости смешения коренных европейских народов с прибывшими выходцами из Африки, Ближнего Востока, Южной Азии и т.д. Политика мультикультурализма возведена в культ и носит чисто идеологический характер.
У нас ситуация обратная. Как я уже написал, аргументы выдвигаются исключительно экономические. Это существенным образом упрощает решение проблемы, ведь борьба с идеологией и мировоззрением самая сложная. А поменять экономический подход можно в короткий срок.
Сегодня на заседании Совбеза было принято принципиальное и важнейшее решение о внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы. Что это конкретно за изменения мы пока что не знаем, однако их характер понять можно однозначно.
Более года силовики пытались решить миграционный вопрос, который начал выходить из-под контроля. Однако проблема является настолько запутанной ввиду наличия огромного количества лоббистов мигрантов, что решить её действующими мерами не представляется возможным. Необходимо изменение стратегии и целеполагания. И вот, наконец, это произошло.
Судя по всему, полномочия силовиков будут существенным образом расширены. Они получат дополнительные механизмы контроля над миграционными потоками и большую свободу действий в целом. Патрушев уже заявил, что предусмотрены соответствующие законодательные изменения.
А они, действительно, необходимы. Так, по официальным сообщениям МВД, на август 2021 года в России насчитывалось порядка 800 тыс. незаконных мигрантов.
В докризисном 2019 году из Узбекистана в Россию приехали 2 млн 100 тысяч человек. Это порядка 6% от общей численности населения Узбекистана.
Из Таджикистана приехали же 1,2 млн. А это уже 13% от общего количества жителей этой страны.
Во втором квартале 2022 года в Россию на заработки приехало порядка 3,12 млн мигрантов, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Естественно, эффективно контролировать все эти потоки при текущем законодательстве не представляется возможным.
Впрочем, пока миф об экономической целесообразности завоза мигрантов не будет развеян, проблема вряд ли будет решена до конца. И сейчас я приведу один из множества аргументов.
За первое полугодие граждане Узбекистана отправили из России к себе на родину 5,3 млрд долларов. После этого удельный вклад денежных переводов в ВВП Узбекистана составил 18,5% за январь-июнь 2022 года. Эти деньги, по сегодняшнему курсу - 327 млрд рублей, были выведены из нашей экономики. А вместо этого они могли быть направлены, например, на технологическое перевооружение предприятий, что сократило бы потребность в низкоквалифицированном рабочем труде. Автоматизация и роботизация производств способна существенным образом решить проблему кадров.
Более того, в средне и долгосрочной перспективе для экономики развитие технологий куда выгоднее пусть дешевого, но низкоквалифицированного труда, поскольку высокотехнологичное развитие создает мультипликативный эффект для многих отраслей. А не только для той, где технологии заменяют человеческий труд.
В общем, хочется верить, что наконец-то началось решение одной из наиболее острых проблем России. И последние решения Совбеза не могут не вселять оптимизм.
@ Двинский