Найти тему
Идеономика

Искусственная симпатия: синтезированные лица вызывают больше доверия, чем живые

В 1938 году Коко Шанель писала: «В двадцать лет у вас лицо, которое подарила вам природа, в тридцать — то, которое вылепила вам жизнь; а в пятьдесят у вас лицо, которого вы заслуживаете». Идея в том, что на лицах остается отпечаток нашей жизни, открывающий нечто важное: все морщины и черты нашего лица — это карта души.

Осознанно или нет, мы все оцениваем людей по лицам. Вы формируете первое мнение о человеке в течение нескольких секунд общения (возможно, даже быстрее), а согласно исследованиям, 69% опрошенных формируют свое первое впечатление о человеке еще до того, как он заговорит. Наши лица — и то, как мы их оцениваем — имеют значение как для межличностных отношений, так и для формирования взаимного доверия и сотрудничества в обществе.

Именно поэтому вызывает беспокойство новое исследование, которое показало, что люди склонны оценивать лица, созданные Искусственным Интеллектом, как более заслуживающие доверия, чем реальные лица людей. Но чтобы понять, почему так происходит, и как технология создания лиц может навредить нам в будущем, стоит разобраться, почему некоторые лица вызывают у нас доверие.

Лицо, которому доверяют

Итак, что конкретно мы оцениваем, когда видим лицо? За те доли секунды, что мы обрабатываем информацию, какие черты или особенности подмечает наш мозг и определяет их как заслуживающие доверия или нет?

В одной работе 2013 года говорится, что мужчина воспринимается как заслуживающий доверия, если у него «крупный рот, широкий подбородок, крупный нос, выступающие брови, расположенные близко друг к другу». В то же время, женщина, которая вызывает больше доверия, должна обладать «выступающим подбородком, уголками губ, направленными вверх, близко посаженными глазами». Люди с карими глазами часто считаются более надежными, необязательно из-за цвета, а скорее из-за черт, которые ассоциируются с карими глазами.

Вполне предсказуемо, что и здесь играют роль бессознательные предубеждения. Мы с гораздо большей вероятностью назовем заслуживающими доверия людей, которые выглядят или ведут себя так же, как знакомые нам личности. Мы тепло относимся к тем, кто ведет себя, как мы. Как показало одно исследование 2011 года, хотя этническая принадлежность и фигурирует в этом анализе, причина скорее связана с тем, что мы доверяем тем, кто «имеет общий с нами опыт» — другими словами, если наша социальная группа широко многонациональна, этническая принадлежность практически не будет играть роли в качестве признака благонадежности.

Неестественно хорошо

Интерес к вопросу, что делает лицо«заслуживающим доверия», теперь имеет вполне реальные последствия. Мы живем в эпоху лиц, сгенерированных ИИ. Некоторые из них совершенно безвредны, скажем, в компьютерных играх или на аватарах в соцсетях. В то же время, другие могут быть довольно гнусными, например, цифровое наложение лиц для мести в сети или для разных видов мошенничества. Возможность создать убедительное фальшивое лицо связана с большими деньгами.

А где деньги, там быстрое развитие. Согласно новым исследованиям, опубликованным в ведущем научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), сейчас мы находимся на той стадии, когда «искусственно сгенерированные лица не просто очень фотореалистичны, они практически неотличимы от реальных». Авторы исследования Найтингейл и Фарид обнаружили, что сейчас мы живем в мире, где трудно достоверно отличить реальные лица от сгенерированных ИИ, а это значит, что мы теряем основания доверять достоверности видео- и фотоснимков или документации. Это мир, в котором временные метки, записи о редактировании и тонкие цифровые проверки должны будут выполнять работу, на которую наши дремучие, одураченные чувства больше не способны.

Правление роботов

Другим интересным наблюдением в исследовании Ланкастерского университета стало то, что мы не только не можем отличить подделку от настоящего лица, но и больше доверяем лицам, созданным ИИ. Команда ученых отмечает: «искусственно созданные лица оказались по другую сторону долины сверхъестественного». Эти лица больше не выглядят странными или жутковатыми, они более приятные, чем мы наблюдаем в кофейне или на школьной линейке. Пока не вполне понятно, почему именно. Исследователи Ланкастерского университета ссылаются на научную работу, которая предполагает: «это может происходить из-за того, что синтезированные лица кажутся, как правило, более похожими на обычные, что вызывает больше доверия у наблюдателя».

Независимо от причины ясно лишь то, что исследование Найтингейла и Фарида представляет собой еще одну часть того, что становится определенной закономерностью: цифровой мир больше не является каким-то четко очерченным «отдельным пространством». Скорее наоборот, границы между реальностью и фальшивкой становятся зыбкими и размытыми. Альтернативные реальности во всех их обличиях все больше вторгаются в нашу жизнь.