Найти в Дзене

Логарифмические неравенства на ЕГЭ. Задание № 14. (Пример №4).

Использование метода рационализации при решении логарифмического неравенства. Настоящая статья предназначена для учеников, которые хорошо усвоили программу 10 класса средней школы и понимают, как решать простейшие логарифмические неравенства, в том числе неравенства с переменной в основании логарифма. В задачах ЕГЭ под номером 14 после упрощения заданного в условии неравенства часто может получаться то, что в общем виде выглядит примерно так: где f(x) и g(x) - вещественные функции, A - какое-то число, обычно 0 или 1. И дальше всё по учебнику, используется известный метод расщепления, т.е. составляется и решается система двух неравенств, потому что основание может быть f(x)>1 или f(x)<1. Главное - не ошибиться в преобразованиях. Но на ЕГЭ не всегда бывает так просто. Рассмотрим следующий пример, решить неравенство: Дорогой ученик, предлагаю сначала подумать, какой способ решения ты выбрал бы, встретив такую задачу на экзамене. Решение найти, конечно, можно. Потом уже ознакомиться с моим
Оглавление

Использование метода рационализации при решении логарифмического неравенства.

Настоящая статья предназначена для учеников, которые хорошо усвоили программу 10 класса средней школы и понимают, как решать простейшие логарифмические неравенства, в том числе неравенства с переменной в основании логарифма.

В задачах ЕГЭ под номером 14 после упрощения заданного в условии неравенства часто может получаться то, что в общем виде выглядит примерно так:

где f(x) и g(x) - вещественные функции, A - какое-то число, обычно 0 или 1.

И дальше всё по учебнику, используется известный метод расщепления, т.е. составляется и решается система двух неравенств, потому что основание может быть f(x)>1 или f(x)<1. Главное - не ошибиться в преобразованиях.

Но на ЕГЭ не всегда бывает так просто. Рассмотрим следующий пример, решить неравенство:

(Пример №4). Источник: ОБЗ ФИПИ.
(Пример №4). Источник: ОБЗ ФИПИ.

Дорогой ученик, предлагаю сначала подумать, какой способ решения ты выбрал бы, встретив такую задачу на экзамене. Решение найти, конечно, можно. Потом уже ознакомиться с моими замечаниями, приведёнными ниже.

⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱⏱

Следует провести небольшое преобразование, приведя неравенство к виду:

-3

Сейчас мы выработаем правило, которое здорово будет помогать при решении похожих задач.

Если логарифмическая функция сравнивается с нулём,

-4

то в общем случае на ОДЗ решение может быть найдено так:

-5

Поскольку обе функции f(x)-1 и g(x)-1 имеют одинаковые знаки на ОДЗ, то приведённую выше систему можно заменить равносильным компактным выражением:

(f(x)-1)(g(x)-1)>0.

Таким образом, для выражения с логарифмической функцией произведена рационализация: был логарифм, а стало произведение двучленов, в котором каждый сомножитель - это функция f или g, уменьшенная на единицу. Замечание: если в неравенстве с логарифмом знак <0, то и произведение двучленов также <0, т.е. знак неравенства сохраняется.

Теперь следует применить выработанное правило к нашей ФИПИ-шной задаче, получится:

-6

или

-7

Теперь ответ получить не сложно, не забывая про ОДЗ, можно его указать в комментариях - я проверю и сообщу, правильный ли. Можно также отправить ответ мне на почту, которую можно найти здесь.

Готовимся к ЕГЭ! - означает: расширяем кругозор, получаем дополнительное образование. Это необходимо для того, чтобы хорошо подготовиться к предстоящему испытанию.

В качестве тренинга предлагаю решить следующее неравенство, которое было на ЕГЭ в году, по-моему, 2013:

-8

Решение этой задачи приведу, когда буду публиковать следующий пост.

-9

Если вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на канал, это поможет и другим пользователям получить полезную информацию, спасибо!