История незрячей девушки, для которой белая трость стала неотъемлемой частью повседневной жизни👀
При этом Светлана поступила на 1 курс Кемеровского Государственного университета учится очно на направлении "отечественная филология" и ежедневно ходит на лекции.
Как удаётся жить и учиться в большом городе незрячему человеку? Как сейчас принимает необычного человека общество? На все эти вопросы Светлана даёт честные и непредвзятые ответы, а мы рады поделиться ими с вами!
❓Каково учиться в ВУЗе, если ты незрячий?
«Честно говоря, не очень удобно. Есть только один корпус, где по большей части всё оборудовано для инвалидов, но не идеально. Нигде нет тактильных дорожек, что облегчило бы жизнь. В большом помещении, особенно где есть мебель, цветы и другие препятствия, часто путаешься.
Когда заходишь в помещение, оказываешься как в космосе, не знаешь куда идти. По ощущениям для зрячего это как будто ты стоишь в поле, а вокруг тебя пустое пространство»
❓Достаточно ли доступная среда в Кемерово для людей с инвалидностью?
«Я перемещаюсь по городу с помощью трости. Конечно, она с глазами не сравниться, но что есть, то есть. Для незрячих я бы оценила доступную среду нормально. Для тех, кто пользуется коляской, другие критерии, про них не буду говорить.
Единственное, где мне бывает некомфортно, это общественный транспорт. Он никак не озвучен. Было бы хорошо, если в каждом трамвае, автобусе или другом виде транспорта объявляют бы все остановки. Бывают ситуации, когда просто проезжаешь нужную тебе остановку, и не знаешь, что делать»
❓Как одногруппники относятся к тебе?
«Хороший вопрос. На самом деле, месяц уже прошёл, все нормально относятся. В сентябре конечно это было не так. Люди, которые ни разу не сталкивались с незрячим, испытывают какую-то растерянность.
Я их не осуждаю, это нормально. Бывает стесняются, или смущаются, не знают как заговорить. Но сейчас уже нет такого, как в самые первые дни, когда просто не знали, что от меня ожидать»
❓Как ты потеряла зрение?
«Я не вижу с детства, с 7 лет, из-за врождённой глаукомы. Диагностировали её мне в год. Было несколько операций, которые прошли где-то удачно, где-то не очень. По большей части неудачно. Сначала я видела только левым глазом, но из-за глаукомы он был увеличенных размеров. А в 7 лет случилась травма. С тех пор я потеряла зрение полностью».
❓Кто-то помогает тебе?
«У меня есть будущий муж. Сюда в Кемерово я переехала из Москвы, а в Москву я приехала из Санкт-Петербурга, где жила с мамой. Живу в основном самостоятельно. Мой молодой человек мне помогает по дому, но скорее не потому, что мне тяжело самой это делать, а потому что у меня просто нет на это времени. Я очень занята, поэтому некоторые домашние обязанности мой будущий муж взял на себя».
❓Что ты посоветуешь родителям, которые столкнулись с инвалидностью ребёнка?
«Если ребёнок уже имеет инвалидность, или есть риск, что ситуация ухудшится, то примите ребёнка таким, какой он есть. Не нужно искать в нём что-то сверхъестественное. Его развитие и рост лежит на ваших плечах, но развитие это должно быть полноценным.
Я считаю, что это обычный ребёнок. Конечно, вы не научите его водить автомобиль, но вы можете научить его полноценно и самостоятельно жить.
В подростковом возрасте любой ребёнок должен уметь делать обычные вещи — приготовить поесть, одеться, убраться дома, погладить вещи, помыть посуду. Не делайте из ребёнка инвалида в плохом смысле этого слова. Научите его самостоятельности».
❓Чем ты занимаешься, помимо учёбы в университете?
«Я работаю. Официально я работаю в библиотеке для слабовидящих на полставки. Я редактор по Брайлю. Но пособий по Брайлю обычно нужно печатать немного, поэтому ещё я занимаюсь проведением разных мероприятий.
Работаю с волонтёрами, обучаю их взаимодействию с незрячими. Помогаю в обучении детей. Ещё на территории нашей библиотеки действует небольшой IT-центр. Там я учу слабовидящих, в основном пожилых, пользоваться смартфоном или компьютером. Обучаю их пользоваться интернетом, электронной почтой, другими приложениями.
Также я посещаю школу для слабовидящих и помогаю там с мероприятиями.
Ко Дню белой трости я проводила мастер-класс по работе и использованию белой трости. Мы показывали детям, как правильно держать трость, какие приемы есть. Мы построили импровизированную полосу препятствий, и нужно было с помощью трости их обойти».
«Я надеюсь, что это интервью получит распространение и будет действительно полезным кому-то!»
Читатели. Даже после потери зрения Светлана не сдаётся и продолжает развиваться, помогать другим, жить активной жизнью.