Фильмы заключительного периода существования советского кинематографа принято именовать перестроечными и/или конъюнктурными. Мягкое и доброе кино, воспринимаемое публикой через волшебную призму экрана 70-х, сменились другими - слишком похожими на реальную жизнь. Становилось грустновато.
Единственное, что оставалось неизменным и в фильмах второй половины 80-х - начале 90-х, - таланты отечественных актеров. Сегодня хочется вспомнить одну из работ, который ярко иллюстрирует наши слова.
"Последняя осень" (производство 1990 года), как писали в приемо-сдаточном акте авторы картины, "рассказывает о работе наших правоохранительных органов и затрагивает тему проникновения коррупции в эти органы в период правления Л.Брежнева":
Автор сценария - Эдуард Хруцкий - был признанным мастером отечественного детектива. Ему принадлежит, например, цикл повестей о работе сотрудников уголовного розыска под общим названием "Четвертый эшелон". Драматург был награжден двумя премиями МВД - сперва МВД СССР, а затем и МВД России. В основу сценария "Последней осени" он взял свою повесть "Служебное расследование", опубликованную в 1984 году.
События фильма происходят в 1982-м. Майор Корнеев, занимаясь расследованием ординарной квартирной кражи, неожиданно для себя выходит на след крупной преступной группы. Его начальник - полковник ГУВД Громов - намекает ретивому подчиненному, что, мол, надо бы успокоиться. Ведь Корнеев, честный и бескомпромиссный человек, вступил на опасную почву - мафия включает в себя и самых высокопоставленных чиновников...
Фильм снят с некими присущими началу 90-х спецэффектами - это и планы с мягким фокусом, бликами, миганием, дымом, и размытое изображение, и незначительный внутрикадровый несинхрон. А какие великолепные крупные планы!
Сокровище фильма - артисты. Причем самые первостатейные. Режиссер Всеволод Плоткин, для которого "Последняя осень" стала крупным дебютом в жанре криминального детектива (но далеко не первой работой в карьере), вообще собрал крепкую команду актеров.
Многие зрители считают, что именно роль принципиального майора - лучшая в карьере Виктора Проскурина.
Глубоко разрабатывают своих героев народный артист СССР Владимир Зельдин - мэтр советской школы, заслуженные артисты РСФСР Альберт Филозов, Валентин Смирнитский и Юрий Волков, заслуженный артист БССР Александр Аржиловский, заслуженный артист УССР Владимир Конкин.
Итак, мы имеем толковый сценарий, талантливого режиссера, новаторов-операторов и мощную актерскую группу - все составляющие крепкого детектива. А название, если учесть, что речь идет об осени 1982 года, говорит само за себя... Смотрите ниже обе серии картины.
Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники.