Найти тему
Советское телевидение

"Последняя осень" 1982-го. Криминальный детектив с говорящим названием

Фильмы заключительного периода существования советского кинематографа принято именовать перестроечными и/или конъюнктурными. Мягкое и доброе кино, воспринимаемое публикой через волшебную призму экрана 70-х, сменились другими - слишком похожими на реальную жизнь. Становилось грустновато.

Единственное, что оставалось неизменным и в фильмах второй половины 80-х - начале 90-х, - таланты отечественных актеров. Сегодня хочется вспомнить одну из работ, который ярко иллюстрирует наши слова.

Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)
Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)

"Последняя осень" (производство 1990 года), как писали в приемо-сдаточном акте авторы картины, "рассказывает о работе наших правоохранительных органов и затрагивает тему проникновения коррупции в эти органы в период правления Л.Брежнева":

Фрагмент приемо-сдаточного акта к фильму "Последняя осень" (1990)
Фрагмент приемо-сдаточного акта к фильму "Последняя осень" (1990)

Автор сценария - Эдуард Хруцкий - был признанным мастером отечественного детектива. Ему принадлежит, например, цикл повестей о работе сотрудников уголовного розыска под общим названием "Четвертый эшелон". Драматург был награжден двумя премиями МВД - сперва МВД СССР, а затем и МВД России. В основу сценария "Последней осени" он взял свою повесть "Служебное расследование", опубликованную в 1984 году.

Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)
Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)

События фильма происходят в 1982-м. Майор Корнеев, занимаясь расследованием ординарной квартирной кражи, неожиданно для себя выходит на след крупной преступной группы. Его начальник - полковник ГУВД Громов - намекает ретивому подчиненному, что, мол, надо бы успокоиться. Ведь Корнеев, честный и бескомпромиссный человек, вступил на опасную почву - мафия включает в себя и самых высокопоставленных чиновников...

Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)
Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)

Фильм снят с некими присущими началу 90-х спецэффектами - это и планы с мягким фокусом, бликами, миганием, дымом, и размытое изображение, и незначительный внутрикадровый несинхрон. А какие великолепные крупные планы!

Сокровище фильма - артисты. Причем самые первостатейные. Режиссер Всеволод Плоткин, для которого "Последняя осень" стала крупным дебютом в жанре криминального детектива (но далеко не первой работой в карьере), вообще собрал крепкую команду актеров.

Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)
Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)

Многие зрители считают, что именно роль принципиального майора - лучшая в карьере Виктора Проскурина.

Глубоко разрабатывают своих героев народный артист СССР Владимир Зельдин - мэтр советской школы, заслуженные артисты РСФСР Альберт Филозов, Валентин Смирнитский и Юрий Волков, заслуженный артист БССР Александр Аржиловский, заслуженный артист УССР Владимир Конкин.

Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)
Кадр из телевизионного фильма "Последняя осень" (1990)

Итак, мы имеем толковый сценарий, талантливого режиссера, новаторов-операторов и мощную актерскую группу - все составляющие крепкого детектива. А название, если учесть, что речь идет об осени 1982 года, говорит само за себя... Смотрите ниже обе серии картины.

Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники.