Наиболее трудной задачей для бойцов было восстановление мостов, часто их труд оставался в тени на фоне грандиозных событий на фронте. Но на самом деле советское командование высоко ценило ответственную работу железнодорожников. Рассказываем, с какими трудностями столкнулся 7-й батальон капитана Шаповалова, и как его работа помогла переломить ситуацию в Курской битве.
Мосты - основа эффективного снабжения
Снабжение армии – один из главных факторов Победы. Главную роль в подвозе техники, боеприпасов и продовольствия играли железные дороги. Через них проходило 80% всего грузооборота в СССР. Поэтому немцы постоянно разрушали пути авиацией и артиллерией. Чтобы избежать коллапса снабжения, дороги постоянно ремонтировали железнодорожные бригады.
Иосиф Миронович к началу Великой Отечественной имел большой опыт на железной дороге и высшее образование – он окончил Киевский политех. «Мостовик» - так назвали специальность Шаповалова. Кроме того, это была уже вторая война для него.
Свой первый фронтовой опыт инженер получил на Советско-финляндской войне. Иосиф Миронович строил участок железнодорожной линии Петрозаводск — Суоярви на Северо-Западном фронте. И все это в прифронтовой полосе через непроходимые леса, громадные валуны, карельские болота. Но железнодорожники справились с задачей - линия была построена в короткий срок, и по ней пошли бронепоезда.
Великая Отечественная
С первых дней войны батальон Шаповалова включился в работу. Красная Армия отступала, и бойцы проводили заградительные работы на путях. Так называли разрушение железнодорожной инфраструктуры.
В декабре 1941 года ситуация изменилась – Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой. Были освобождены десятки километров советской земли. И теперь мостовики Шаповалова принялись за восстановление железных дорог. Зимой 1941—1942 годов бойцы в короткий срок восстановили двухпутный мостовой переход через Волгу. Изначально он находился в ужасном состоянии: три из шести пролётов были разрушены, остальные – повреждены. Быстрое восстановление моста через Волгу способствовало обеспечению наступавших войск пополнением, боеприпасами и всем необходимым. За это Шаповалов был награждён орденом Красной Звезды.
Иосиф Миронович был настоящим профессионалом своего дела. В процессе строительства он применял инновации. Так, Шаповалов создал проект оригинальных рамно-блочных опор, которые значительно ускоряли ремонт. Его одобрило Главное Управление Военно-Восстановительных работ, которое распространило эти рамно-блочные опоры на весь железнодорожный транспорт.
«Неутомимый командир-инженер, творческая мысль которого все время работает над усовершенствованиями в мостовом деле» - так писали о Шаповалове в советских документах. А его мостовой батальон был признан лучшим во всей Красной Армии!
Обеспечить стратегическое наступление
В марте 1942 года Шаповалова назначили командиром 4-го мостового железнодорожного полка. От моста к мосту накапливался опыт восстановительных работ. В январе 1943 года его полк перебрасывают на Воронежский фронт. Требовалось срочно восстанавливать мосты в полосе наступления, чтобы обеспечить подвоз боеприпасов и освобождавшихся из под Сталинграда частей Донского фронта.
Первым объектом стали мосты через реку Дон у города Лиски. Один из них был разрушен полностью, у другого из 12 опор уцелели 5. При восстановлении использовали новаторские разработки Шаповалова, которые сократили время строительства.
В марте майор Шаповалов был утвержден начальником работ по восстановлению моста через реку Дон у города Семилуки. Мост общей длиной 310 метров и высотой 16 метров был полностью разрушен. Стройка был под постоянным контролем ставки, ведь шла подготовка к летнему наступлению, к Курской битве. И здесь железнодорожники отлично справились со своей задачей.
Иосиф Миронович Шаповалов прошел всю войну, за свои заслуги он награжден множеством орденов и медалей, в том числе высоким званием Героя Социалистического Труда.
Больше о подвигах и достижениях советских людей в годы Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода