Найти тему
МуZей Победы

Его мостовой батальон был лучшим во всей армии! История Иосифа Шаповалова

Оглавление

Наиболее трудной задачей для бойцов было восстановление мостов, часто их труд оставался в тени на фоне грандиозных событий на фронте. Но на самом деле советское командование высоко ценило ответственную работу железнодорожников. Рассказываем, с какими трудностями столкнулся 7-й батальон капитана Шаповалова, и как его работа помогла переломить ситуацию в Курской битве.

Мосты - основа эффективного снабжения

Снабжение армии – один из главных факторов Победы. Главную роль в подвозе техники, боеприпасов и продовольствия играли железные дороги. Через них проходило 80% всего грузооборота в СССР. Поэтому немцы постоянно разрушали пути авиацией и артиллерией. Чтобы избежать коллапса снабжения, дороги постоянно ремонтировали железнодорожные бригады.

-2

Иосиф Миронович к началу Великой Отечественной имел большой опыт на железной дороге и высшее образование – он окончил Киевский политех. «Мостовик» - так назвали специальность Шаповалова. Кроме того, это была уже вторая война для него.

Вид взорванного финнами железнодорожного моста на станции Териоки. 1939 г., фотография приведена для примера
Вид взорванного финнами железнодорожного моста на станции Териоки. 1939 г., фотография приведена для примера

Свой первый фронтовой опыт инженер получил на Советско-финляндской войне. Иосиф Миронович строил участок железнодорожной линии Петрозаводск — Суоярви на Северо-Западном фронте. И все это в прифронтовой полосе через непроходимые леса, громадные валуны, карельские болота. Но железнодорожники справились с задачей - линия была построена в короткий срок, и по ней пошли бронепоезда.

Великая Отечественная

С первых дней войны батальон Шаповалова включился в работу. Красная Армия отступала, и бойцы проводили заградительные работы на путях. Так называли разрушение железнодорожной инфраструктуры.

Железнодорожный мост в Калинине, довоенное фото 1903 года.
Железнодорожный мост в Калинине, довоенное фото 1903 года.

В декабре 1941 года ситуация изменилась – Красная Армия перешла в контрнаступление под Москвой. Были освобождены десятки километров советской земли. И теперь мостовики Шаповалова принялись за восстановление железных дорог. Зимой 1941—1942 годов бойцы в короткий срок восстановили двухпутный мостовой переход через Волгу. Изначально он находился в ужасном состоянии: три из шести пролётов были разрушены, остальные – повреждены. Быстрое восстановление моста через Волгу способствовало обеспечению наступавших войск пополнением, боеприпасами и всем необходимым. За это Шаповалов был награждён орденом Красной Звезды.

Контрнаступление РККА под Москвой
Контрнаступление РККА под Москвой

Иосиф Миронович был настоящим профессионалом своего дела. В процессе строительства он применял инновации. Так, Шаповалов создал проект оригинальных рамно-блочных опор, которые значительно ускоряли ремонт. Его одобрило Главное Управление Военно-Восстановительных работ, которое распространило эти рамно-блочные опоры на весь железнодорожный транспорт.

-6

«Неутомимый командир-инженер, творческая мысль которого все время работает над усовершенствованиями в мостовом деле» - так писали о Шаповалове в советских документах. А его мостовой батальон был признан лучшим во всей Красной Армии!

Обеспечить стратегическое наступление

В марте 1942 года Шаповалова назначили командиром 4-го мостового железнодорожного полка. От моста к мосту накапливался опыт восстановительных работ. В январе 1943 года его полк перебрасывают на Воронежский фронт. Требовалось срочно восстанавливать мосты в полосе наступления, чтобы обеспечить подвоз боеприпасов и освобождавшихся из под Сталинграда частей Донского фронта.

Железнодорожный мост возле города Лиски, довоенное фото
Железнодорожный мост возле города Лиски, довоенное фото

Первым объектом стали мосты через реку Дон у города Лиски. Один из них был разрушен полностью, у другого из 12 опор уцелели 5. При восстановлении использовали новаторские разработки Шаповалова, которые сократили время строительства.

Взорванный немцами железнодорожный мост через Дон возле Семилук
Взорванный немцами железнодорожный мост через Дон возле Семилук

В марте майор Шаповалов был утвержден начальником работ по восстановлению моста через реку Дон у города Семилуки. Мост общей длиной 310 метров и высотой 16 метров был полностью разрушен. Стройка был под постоянным контролем ставки, ведь шла подготовка к летнему наступлению, к Курской битве. И здесь железнодорожники отлично справились со своей задачей.

-9

Иосиф Миронович Шаповалов прошел всю войну, за свои заслуги он награжден множеством орденов и медалей, в том числе высоким званием Героя Социалистического Труда.

Больше о подвигах и достижениях советских людей в годы Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода