Морской патрульный гидросамолёт времён Второй мировой войны, был разработан американской фирмой Consolidated Aircraft Corporation. Самый массовый в своём роде - всего было построено более 3 тысяч машин. Самолёт получил название «Каталина» в честь острова-курорта Санта-Каталина у побережья Калифорнии и использовался в качестве пассажирского, транспортного, разведывательного, поисково-спасательного, противолодочного и ночного бомбардировщика.
Cамолет PBY «Catalina». Один из лучших гидросамолетов двадцатого века. На сегодняшний момент это единственный самолет такого типа в России.
В СССР даже было организовано лицензионное производство Каталин под обозначением ГСТ. Так же некоторое количество PBY было поставлено в СССР по Ленд-Лизу из США.
Consolidated PBY-5A Catalina был построен компанией Consolidated в San Diego для ВМС США как BN 46457 (c/n 1821). Он проходил военную службу в патрульной эскадрилье VP-/VPB-94, прежде чем был выведен со службы в конце февраля 1945 года По истечении срока службы в Америке, был экспортирован в Бразилию и принят на вооружение бразильской авиацией (FAB, ВВС Бразилии, Fuerza Aerea Boliviana) под обозначением PA-10 с серийным номером 6510 FABo.
Первоначально данный самолет получил регистрационный номер FAB 11, затем 6510 и оставался на вооружении в Бразилии до выхода на пенсию в декабре 1981 года.
ВВС Бразилии продали самолет известному авиационному брокеру/реставратору David C. Tallichet. Он зарегистрировал амфибию под номером N4582U в проекте Catalina Inc/MARC, Чино (Калифорния) 23 декабря 1983 года. Четыре месяца спустя, в марте 1984 года, Catalina прибыла на самолете из Бразилии в Форт-Лодердейл (Флорида).
Затем ее в ноябре 1984 года перевезли в Rescue Memorial Museum в аэропорту Киртланда (Нью-Йорк). В этом музее Catalina была представлена на уличной стоянке в качестве версии Catalina ВВС США OA-10A SAR с номером 44-34077.
Самолет больше никогда не летал после рейса на пароме из Бразилии, и его регистрация в США была отменена в результате "приведения в порядок" документов US FAA 3 декабря 2014 года.
В течение по крайней мере некоторого времени, проведенного в Нью-Мексико, он оставался в собственности своего покупателя, Project Catalina, но впоследствии был продан National Museum of the United States Air Force.
Далее история несколько туманна. Известно, что он был продан некоему Roger B Kelsay из Хиллсборо, штат Орегон, 26 сентября 2016 года, а затем компании JG-5 LLC в Кейв-Крик, штат Аризона, в декабре 2017 года.
Впоследствии "Каталина" была демонтирована и перевезена из авиабазы Киртланд в неизвестное место, предположительно, где-то в Сан-Антонио, штат Техас. В 2019 году PBY был продан музею в Верхней Пышме. Затем Каталина, перед отправкой в Россию, появилась в Нью-Смирна-Бич во Флориде, где над ней работали специалисты Catalina American Aero Services. Там она была выкрашена в синий цвет с белой нижней частью с красными звездами и получила номер 433882.
Отдельная благодарность : Евгению Лебедеву https://vk.com/stealth355