Автомобили из Ульяновска трудно назвать шедеврами. Слишком много претензий к их качеству. В то же время в разных частях света есть поклонники подобной техники. Как это может быть? А всё гениальное просто: УАЗики – квинтэссенция проходимости и практичности, обличённая в металл. Для бездорожья лучше нет. А вот аккуратность сборки, качество материалов и другие особенности «козликов» мало вредят их репутации.
УАЗ 3172 мог бы стать настоящим «убийцей» не только TLC Prado, но и Land Rover. Судьба распорядилась по-другому. Сейчас это никому не известный авто, пылящийся в музее. А виной тому является нестабильная экономическая обстановка в стране. История героя материала началась ещё в конце 1960-х годов, когда завод получил техзадание на разработку внедорожника нового типа. Конструктор А.В.Винокуров и его коллега З.И.Стильбанс пытались создать нечто подобное уже в 1968 году. Тогда попытка не увенчалась успехом.
В следующем десятилетии специалисты Л.Старцев, В.Доманский, В.Горбачёв и А.Щербаков начинают работу над своей мечтой. В планах было создание джипа будущего. Созрела идея переплюнуть не только собственный УАЗ, но и лучшие зарубежные аналоги. Конечно, сделать это было невероятно сложно, мысль в то же время была крайне волнительной и амбициозной. В КБ это прекрасно понимали.
Для новинки придумали индекс 3170, и работа закипела. Суть ноу-хау состояла в том, чтобы на одной «тележке» можно было собирать капотные и бескапотные автомобили. Среди новшеств конструкции было шасси с пружинной подвеской, редукторные мосты, смещённый вправо ДВС и дорожный просвет 325 мм. Всё это воплощено в концепт к 1977 году. Тогда же стали думать над 3-литровым двигателем нового поколения. Так рождался 3172.
Уже совсем скоро Правительство СССР дало задание УАЗу создать армейский внедорожник под кодовым именем «ГАК». Его строительством завод был занят фактически до 1985 года. Тогда-то и представили военный 3171 и гражданский 3172. Ещё это можно назвать началом конца. Политическая ситуация стала постепенно ухудшаться. Фактически по приказу министра Е.А. Башинджагяна комиссия НАМИ на испытаниях завалила тест УАЗа-3172, чем и определила его судьбу. С другой стороны, работа над проектом продолжалась ещё добрых 10 лет. Испытания велись в разных частях необъятного СССР.
Технические особенности
· Под капотом мог размещаться один из двух моторов. Базовым можно считать УМЗ-4177. Агрегат рабочим объёмом 2.4 л обладает мощностью 83 л.с. Простой и незамысловатый движок с алюминиевым блоком, он отлично вписался в моторный отсек. А вот изюминкой стал тот самый 3-литровый рядный ДВС с отдачей уже 100 сил.
· Обе силовые установки агрегатировались с 4-ступенчатой трансмиссией. Привод полный, с понижающим рядом и блокировкой центрального дифференциала. Редукторные мосты давали неоценимое преимущество на бездорожье, но были положены только военной версии автомобиля.
· Шасси основано на зависимой по кругу пружинной подвеске. Кузов установлен на раму. А спереди и сзади установлены неразрезные мосты, что и определило конструкцию ходовой.
Ещё героя статьи могли называть «Симбир», как и другие детища завода. Этот самый «Симбир» должен быть готов у 1991 году, но премьеры так и не случилось. Была сделана 3-х и 5-дверная модификации, что очень удобно. У гражданской и армейской версий было ряд отличий. Внешне версия для продажи обладала оквараченным кузовом в стиле Тойота Лэнд Крузер. Во многом дизайн был повтором идей зарубежных разработчиков. Это и общие обводы машины, и решётка радиатора, и оптика. Всё кажется невероятно знакомым. Корма также смотрится хорошо, современно по тем временам.
Автоломбард СПБ: pigluh.ru
В салоне УАЗа-3172 полно места. Оснащение достаточно функциональное. Простая двухспицевая баранка установлена под удобным углом, за ней спятались приборы от ВАЗ-2107. По центру парприза видны управляющие клавиши, дефлекторы и пепельница. Есть место для установки магнитолы. Позади кресел установлен диван, за которым разместилась пара «десантных» лавок. Машина получилась вместительной.
Интересно, что в 1993 году машина получила положительную документальную оценку НАМИ. Но уже совсем скоро проект пришлось завершить по экономическим причинам.