Найти тему
НЭН – Нет, это нормально

«Самый эффективный метод предотвращения травли — профилактика, а не наказание виновных»: зачем нужен закон против школьного буллинга

Объясняют его авторы.

На прошлой неделе стало известно, что депутаты Госдумы готовят к внесению законопроект, направленный на борьбу с травлей в школах. Сейчас в законодательстве не прописано ни понятие травли, ни способы ее предотвращения, и даже если школы проявляют инициативу по ее профилактике, эффективных инструментов реагирования на буллинг у них нет.

Законопроект создает условия для внедрения таких инструментов, чтобы помочь не только жертвам травли, но и всем участникам образовательного процесса, и сделать психологический климат в школе здоровым и безопасным. Однако многие родители восприняли новость о появлении документа в штыки — мол, очередная попытка контролировать учителей и родителей. Но так ли это на самом деле?

Мы решили узнать все из первых рук и поговорили с авторами законопроекта, чтобы понять, какие изменения предлагаются в законопроекте, что и кому в действительности они дадут.

А есть ли проблема?

По результатам исследования, проведенного российским агентством «Михайлов и партнеры», 52 процента российских подростков сталкиваются с агрессией в школе.

Проведенное в 2018 году Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ социологическое исследование по теме «Агрессия и буллинг в подростковой среде» выявило, что чаще всего неприятности происходят два-три раза в месяц, среди наиболее распространенных приемов травли — словесное воздействие на жертву: обзывательства, насмешки, комментарии, угрозы; ни разу не выступали инициаторами травли меньше половины школьников (41 процент).

Опрос, проведенный совместно организациями «Где мои дети» и «Травли NET» к Дню защиты детей в мае 2021 года среди респондентов 30–45 лет, показал, что более 30 процентов переживали травлю в школьные годы, при этом треть была ее жертвами, а треть — свидетелями травли других детей. Проблема очень серьезна, и игнорировать ее опасно.

Сейчас у школ есть инструменты, чтобы бороться с травлей?

Нет, сейчас таких инструментов и действенных механизмов нет. Чаще всего жертва обращается к классному руководителю или администрации школы. Но они не всегда встают на сторону пострадавшего, часто игнорируют проблему или вмешиваются, если только ситуация травли зашла очень далеко и привела к порче имущества или нанесения вреда здоровью. В таких случаях родители могут уже обращаться в полицию и в суд с требованием о возмещении вреда, в том числе морального.

В случае словесных оскорблений и распространения слухов можно также подать иск о защите чести и достоинства. Но доказывать все придется жертве, у которой, как правило, нет на это ресурса. Также часто учителя не обладают знаниями о том, как помочь детям справиться с травлей. Результат — травля носит латентный характер.

 📷
📷

Интересное по теме

«Мама, я хочу умереть»: отрывок из сборника рассказов о буллинге

Кто выступил авторами законопроекта?

Над проектам работала группа экспертов.

Что изменит законопроект?

Законопроект предлагает прописать понятие травли, а также ее субъектов, в круг которых попадут не только учащиеся, но и учителя, и любые иные работники образовательных организаций по смыслу ФЗ «Об образовании». Другими словами, законопроект уточнит, что в травле могут быть задействованы не только дети, но и другие участники образовательного процесса. Также законопроект предусматривает принятие федеральной программы по профилактике травли и единого стандарта эффективных мер реагирования на нее.

Это означают новые запреты?

Нет. Законопроект создает основу для профилактики травли и разрешения сложных ситуаций тем, кто готов ими пользоваться. Основная задача — формирование стойкой убежденности в недопустимости травли и нетерпимости к ней у всех участников образовательного процесса, ценности взаимного уважения, эмпатии и взаимопомощи.

Самый эффективный метод предотвращения травли — профилактика, а не наказание виновных. А для этого нужно взаимодействие взрослых и детей в процессе обучения.

Разработка единого стандарта профилактики травли зафиксирует конкретные инструменты — новые или уже имеющиеся. Например, важным инструментом профилактики является развитие мягких навыков в процессе образования, закрепленных ФГОС. Ребенок с критическим мышлением будет сомневаться в поддержке деструктивного мнения большинства. Навыки коммуникации и кооперации способствуют разрешению конфликтов и недоведению их до травли. Эти навыки формирует в детях каждый учитель как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Также не стоит забывать, что дети всего лишь копируют взрослых, которые моделируют желаемое поведение каждый день.

Что конкретно предложено для профилактики травли?

-3

ввести профилактику травли как часть системы воспитания детей в образовательных организациях — то есть школа берет на себя ответственность за последствия травли для пострадавших от нее детей;

-4

добавить в локальные нормативные акты школы конкретные мероприятия профилактики травли и мер реагирования на нее исходя из ресурсов каждого отдельно взятого образовательного учреждения, чтобы агрессия не повторялась;

-5

создать в школе специализированное подразделение для рассмотрения случаев травли.

Это не будут люди со стороны — в такое подразделение могут входить учителя, школьный психолог, медиатор, ученики старших классов или представители родительского комитета. Как будет формироваться подразделение, школа исходя из своих ресурсов определит в собственном локальном нормативном акте.

Чем будет заниматься подразделение, рассматривающее случаи травли?

Специализированное подразделение по рассмотрению случаев травли будет разрабатывать реабилитационные мероприятия для участников травли, проводить индивидуальную профилактическую работу с учениками, брать на себя психолого-педагогическое консультирование и менторство. Оно будет разбираться в причинах возникновения травли в каждом конкретном случае, чтобы остановить ее, помочь социализации зачинщиков и участников, защитить пострадавших и оздоровить климат в классе.

Кто ответит за травлю? Будут ли штрафы для школ, учителей и родителей?

Родители и другие члены семьи никак не затронуты законопроектом — он вообще не касается семьи, а относится только к школам. Личной ответственности для учителей тоже нет. Санкции предусмотрены только для образовательных учреждений.

Их пропишут в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Школам грозит ответственность, если:

-6

школа не приняла локальный нормативный акт по профилактике травли и реагированию на нее (штраф в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей),

-7

школа не реагирует на случаи травли (штраф от ста до ста пятидесяти тысяч рублей).

Других оснований привлечения кого бы то ни было к ответственности законопроект не вводит.

Такая мера ответственности должна подтолкнуть школы к тому, чтобы конфликты учеников разрешались еще на ранней стадии их проявления, жалобы не оставались без внимания. Это в результате поможет реагировать на жалобы учеников эффективно и предупреждать последствия, бороться с которыми сегодня родители вынуждены самостоятельно, нередко сталкиваясь с противодействием в том числе со стороны образовательных учреждений.

Дети сами не разберутся: как учителя могут решить проблему буллинга в младших классах «Мой муж уйдет в декретный отпуск на месяц». Ольга Журавская — о материнстве в Америке, проекте «Травли.нет» и благотворительности «Если вы занимаете нейтральную позицию тогда, когда творится несправедливость, вы автоматически поддерживаете эту несправедливость». Как говорить с детьми о расизмеЕще почитать по теме