Найти в Дзене
Алина Жуковская

Низкий культурный код. Почему организациям и корпорациям, в которых напутано с бизнес-этикой, тяжело расти.

Оглавление

Работать в компаниях с невысоким уровнем корпоративной культуры тяжело, но интересно - в ситуации запроса на изменения со стороны владельца или генерального. Порой некомфортно, но если "мышки плакали, кололись, но продолжали есть кактусы", и вам зачем-то это нужно, то такое взаимодействие может стать настоящим развивающим "BIG challenge".

HR процессы

Вообще все, что описано в статье на 80% относится к HR отделу компании, и найм, и адаптация, и правила коммуникации и инструкции и оценка и развитие персонала. Остальные 20%, приносящие 80% результата-дело ТОПов и владельца (если он активный игрок)

Зачастую HR и не знает, что уровень корпоративной культуры откровенно отстает, пребывает в состоянии нормальности.

Лучше всего это видно новичкам. Брать обратную связь у новичков, особенно пришедших из других, более развитых компаний и с других рынков - может быть опасно для самих новичков, в случае откровенности)) а для HR страшно и обидно, потому что все будет принято на личный счет. И поэтому, зачастую, она не берется.

Высокомерие главного по кадрам

Это самый главный показатель того, что эмоционально в компании всё не очень ровно. Зачастую, пренебрежительный тон хорошо прослеживается во время ответа на общий номер, когда оппонент обезличен. Тон быстро меняется, если HR заинтересован в Вас (пока не нанял на работу).

Черная, серая, и иная не официальная заработная плата

Увольнение одним днем, без прелюдий, как говорится, отпускные по серой, или отсутствие оных, ситуация не новая. На этом не буду останавливаться, ибо каждая компания выживает как может-лучше уж так, чем никак.

Отсутствие адаптации новичков

Не организовано рабочее место, к приходу человека его никто не ждет, не настроены учетные записи, не закреплен "наставник". Человек фрустирован, дезориентирован.

Удаленные сотрудники - самоадаптирующиеся особи, с улучшенным эволюционным кодом-они выживут в любой ситуации (им на самом деле еще хуже- нет традиционных, предусмотренных эволюцией невербальных сигналов), офисным в непривычной среде бывает тяжеловато.

Иногда сам сотрудник буквально выгрызает себе место под солнцем. Новички не знают элементарных вещей и порядок действий, а вдобавок отсутствие визуально понятных, простых инструкции и регламентов, порой самых экспертных товарищей делают "ущербными неумехами". С другой стороны это позволяет старичкам самоутверждаться и повышать свою значимость. Простейшие инструкции составляются в пару скринов, но это никого не заботит. Как говорится, кто выплыл, то и молодец. Тоже, в целом, подход.

Ограничения для организации: текучка, люди уходят, дорогой найм сам по себе возобновляется.

-2

Бизнес-коммуникации

Игнор

Тут варианта два - или это манипуляция молчанием. Человек осознанно не отвечает на письма или вопросы, делает вид, что занят. Или он просто обладатель низкого культурного кода, и не знает, что на письма и запросы надо отвечать. "Крикну, а в ответ тишина" - это неэффективная стратегия коммуникации. Все просто: получил запрос-ответил в течение рабочего дня. Если занят- ответил, что занят, и назвал срок когда ответишь, или перенаправил кому-то. В отпуске, в командировке- пришла отбивка, чтобы тебя не искали и не мучились догадками.

Оценочные суждения

Это как каждая кухарка, которая норовит стать президентом, особенно от некомпетентных в узкой отрасли коллег.

Был у меня один случай, когда один из коллег, занятый, скажем, на производстве высказывался о маркетинге в b2b секторе как о маркетинговых решениях "с рынка пылесосов". Все это или про уровень личного воспитания человека, про отсутствие эмпатии, а чаще про низкий культурный код в компании.

Тем не менее рассуждать о смежных отраслях и высказываться - очень полезно, когда есть запрос на обратную связь, по конкретным материалам, на стратегических сессиях, мозговых штурмах, когда проводится опрос 360. Тут мы как раз подходим к следующему пункту.

Неумение давать обратную связь или форма подачи.

Указать на ошибку коллеги или сказать что тебе не нравится, это тоже навык, который можно развивать. Можно сказать - продажники ваше-полное Г., а можно рассказать о том, какие методы применяют в других компаниях, и как к этому приходят. Можно сказать: "Вообще-то у меня закончился рабочий день". А можно сказать, что вернетесь к этому вопросу завтра-в рабочее время.

Неумение вести письменную коммуникацию.

Отсутствие приветствий, small talk, неумение пользоваться знаками препинания, избыточный эмоциональный фон, создаваемый восклицательными знаками. Забывчивость в отношении слов благодарности, фраз прощания.

Сплетни и обсуждение за спиной

Зачастую инициируются и поддерживаются где-то сверху. Жалобы на рабочие задачи, жесткое сопротивление изменениям. Помните, как "меня вообще сослали в бухгалтерию".

Сопротивляться изменениям заложено в нас природой, но современный темп, количество событий, происходящих в мире и бизнесе просто обязывают быть гибкими, более принимающими людьми и сотрудниками.

Стоит на высшем уровне начать пресекать подобные диалоги, и все, процесс самоизлечения запущен и необратим.

Отсутствие стратегии и показателей, прозрачности в процессах работы отделов

-3

Стратегия компании - "тайное знание избранных в совете директоров" а рабы пусть пашут и делают все в рамках своего видения, пусть додумывают сами. Как результат низкая вовлеченность.

Доступная всем стратегия компании, позиционирование, управление по показателям в филиалах - все это помогает при переходе с ручного режима управления на действительно управление.

Отчеты и сверка часов на координационных совещаниях - с обязательным "спуском вниз" результатов.

Управление без показателей, на энтузиазме ключевых лиц и надежде на сознательность сотрудников влечет за собой сложности с масштабированием.

В многофилиальной структуре нередки случаи, когда сотрудники не головных филиалов в разных часовых поясах чувствуют себя менее значимыми, в сравнении с головным офисом. Когда единые стандарты отсутствуют, "кто в лес, кто по дрова" - каждый работает как может, или как не может.

Отсутствие обучения и индивидуальной карьерной траектории

Декларироваться может совсем иной принцип - обучение, развитие. Могут проходить какие-то тренинги, конкурсы, участие в форумах, даже сбор обратной связи и улучшений, но общая сонно-вялая атмосфера витает в воздухе. Лично каждый сотрудник не получает развивающего диалога от руководителя и не знает свою траекторию развития, не знает стратегию развития компании, либо не растет никуда оставаясь годами на одной и той же должности. А внезапный тренинг, на который бессистемно отправили - лишний оплачиваемый день халявы.

Новые современные средства и методы, а также способы управления не внедряются и не используются в компаниях с низким культурным кодом. Страхи (дефицитное мышление) перевешивают пользу (изобильное мышление).

Если вы думаете, как и я когда-то, что таких компаний уже не существует, то вы очень и очень глубоко заблуждаетесь. Существуют, и это могут быть довольно крупные компании. А если вы вдруг узнали себя - я очень рада, значит вы обнаружили свою зону роста. ВСЕ МЫ НЕ ИДЕАЛЬНЫ, рефлексируйте. Возможно вам неприятно и вы злитесь, но осознать свою проблему - уже первый шаг к успеху. Это не всегда приятно, и иногда тяжело-расти. «C’est la vie».