Найти тему
Киночитальня

Несколько слов в защиту Анатолия Ефремовича

Всем привет! Киночитатели, я тоже, как и вы, люблю полистать статьи на "Дзене", читаю своих коллег (блогеров), которые пишут о кино. Наверное, именно этот интерес к чтению статей и подтолкнул меня на создание "Киночитальни". Недавно я читала статью про "Служебный роман" (1977), в комментариях люди делились своими впечатлениями об одном из главных героев - Анатолии Новосельцеве. Я была удивлена большому количеству негатива в его адрес.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Зрители уверены, что он расчётливый карьерист, который соблазнил начальницу для того, чтобы получить должность начальника отдела. Такое ощущение, что люди смотрели фильм глазами другого героя фильма - Юрия Самохвалова. Но давайте вспомним, как всё начиналось и чем всё закончилось.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Я живу только на зарплату, то есть от получки до получки. Одним словом, выкручиваюсь... Одним словом, верчусь.

Да, зарплаты Новосельцева хватает, чтобы сводить концы с концами. И он хочет повышения. И у него были методы - растопить сердце начальницы своим неумелым флиртом и добиться карьерного роста. Но ведь это была не его идея. Такой совет ему дал друг - Юрий Григорьевич.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
― Слушай. Сегодня отмечаю свое вступление в должность. Давай и ты приходи. И, пользуясь домашней обстановкой, постарайся наладить с Людмилой Прокофьевной контакт. Поухаживай за ней немножко. Потому что если я предложу твою кандидатуру еще раз, она на меня просто... ха-ха-ха-ха... зарычит!
― Как же за ней ухаживать, если она рычит?
― Нет, это отличная мысль. Отнесись к ней как... к Женщине.
― Нет, Юра, как к женщине я не могу к ней отнестись. Как мужчина, не могу. Нет, я... могу как мужчина...
― Ну я же не предлагаю тебе ухаживать за ней всерьез, с далеко идущими намерениями.
Так, знаешь, слегка... Приударь.
― Нет! Никакая должность на свете не заставить меня за ней ударять.
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Не знаю, почему его считают чуть ли не отрицательным персонажем, который обманул одинокую женщину, наплёл ей про грибы, нахамил, довёл до слёз, потом пожалел, втёрся в доверие и пошло-поехало, закрутился служебный роман. И всё-таки у него не было такой грязной цели - так жестоко поступить с начальницей. Я всё равно виню в этом коварстве Самохвалова, который буквально заставил Новосельцева "ударять" за Калугиной.

― Слушай, удобная ситуация. Людмила Прокофьевна там одна. Отдыхает.
― Пусть отдыхает, я не буду ей мешать.
― Толя, не валяй ты дурака, что ты!
― Юра, я не могу!
― Пойди и угости ее коктейлем.
― Ты хозяин, ты и угощай!
― Держи! Держи! Держи!
― Я не могу, ну! Ну с какой стати, правда?..
Кадр из фильма
Кадр из фильма

И ведь не понятно - стал он всё-таки этим начальником или нет. Он же разорвал приказ о назначении на должность. Поэтому не надо судить его за достижение цели флирта. Цель-то вроде как не достигнута. Наверное, не надо было ему нести эти коктейли, не надо было возвращаться к Калугиной после того, как она с ним попрощалась, желая побыть одна (в гостях у Самохвалова). Я думаю, что Анатолий Ефремович - просто ведомый человек, которому что ни скажи - всё сделает. Он просто мягкотелый, закомплексованный скромняга, которым легко манипулировать и которым легко управлять.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А ещё он социофоб, который боится женщин, в частности - свою начальницу. Ну и что? Его теперь за это ненавидеть? Когда я пересматриваю этот фильм, я вижу необычную историю любви, не банальную, не шаблонную, не "ванильную" - которые мы привыкли видеть в романтических фильмах, похожих на сказку. В этом фильме чувства появились никем не запланировано, неожиданно для обоих. Ни Людмила Прокофьевна, ни Анатолий Ефремович не думали о том, что этот странный разговор на балконе про грибы, публичные выступления или слезливая исповедь обернутся любовью.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мне нравится, как к концу фильма преображается Новосельцев. У него пропала скованность, зажатость, проявились мужество и благородство. Я думаю, что признаться в своей ошибке, как сделал он, не каждый сможет.

― Ну я так и знал, что всё это плохо кончится... Ну конечно, я не имел права ухаживать за вами ради карьеры... Но я же не знал тогда, что полюблю вас. Вы даже не представляете, как я тогда был далек от этого.
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Также слабому человеку нужно проявить мужество, чтобы ударить более сильного, но подлого. История с письмами, переданными в местком, как и вспыхнувшая неожиданно любовь, разбудили в Новосельцеве зверя мужество и бесстрашие.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ещё в защиту Новосельцева хочется сказать, что он хороший друг (для Оли), добрый и заботливый отец-одиночка, разносторонний человек (Пастернака цитирует, поёт и танцует, в грибах и ягодах разбирается).Не знаю, почему застенчивых, неуверенных в себе людей вот так "бракуют". Неужели нынешние зрители видят только негативные стороны киногероев? Неужели ни у кого не возникло мысли о том, что даже такие неудачники по жизни, мягкотелые, скромные офисные работники тоже заслуживают счастья и любви? Почему в "Служебном романе" видят только "службу", а не "роман"? Мне не понятно.