Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

«Glorified Magnified», 1972 г. Как Манфред Мэнн записал свой единственный хард-роковый альбом

Осенью 1972 года группа Manfred Mann’s Earth Band выпустила первый и последний свой хард-роковый альбом, на котором можно найти даже зачатки хэви-металла. И хотя альбом получился очень даже неплохим, и даже в какой-то мере шедевральным, тем не менее, это было единственное произведение группы, которое так и не смогло пролезть в чарты популярности США.

Альбом Manfred Mann’s Earth Band "Glorified Magnified", 1972 г., немецкий перевыпуск на Bronze Records 1977 года
Альбом Manfred Mann’s Earth Band "Glorified Magnified", 1972 г., немецкий перевыпуск на Bronze Records 1977 года

В конце 60-х – первой половине 70-х Манфред Мэнн был очень креативным музыкантом, и осваивать новые, неизведанные прежде никем, а потому не совсем прибыльные музыкальные темы он имел прекрасную возможность благодаря целой массе выпущенных по всему миру альбомов, мини-дисков и синглов в тогдашнем стиле поп-рок. Все эти записи принесли Манфреду неплохие деньги, они постоянно переиздавались даже в США, включая сюда и множество сборников, которые пользуются неизменным успехом и сегодня.

И шутка ли – за 6 лет перед появлением основной его группы Manfred Mann’s Earth Band этот музыкант мог похвастать целыми 20-ю лонгплеями, многие из которых пролазили даже в чарты США. А уж про многочисленные синглы и говорить не приходится - они все 60-е годы просто не покидали европейских и американских чартов, а многие из них их возглавляли.

На видео: концертное выступление группы MMEB в Стокгольме в 1973 году. Исполняется композиция из дебютного альбома

Таким образом, пребывая на вершине своей коммерческой славы Манфред Мэнн, бывший беглец из ЮАР, где он родился и вырос, замутил свой первый не коммерческий проект - Manfred Mann Chapter Three, первый диск которого вышел в 1969-м, второй – в 1970-м, а третий был записан, но так тогда и не вышел. Манфред понял, что движется не в том направлении – джаз, соул, фанк и прочая «экзотика» уже не цепляли денежную публику - в моде был прогрессив. Поэтому им была создана чисто прогрессивная рок-группа Manfred Mann’s Earth Band, которая должна была конкурировать на музыкальном рынке с лучшими образцами, работавшими в этом направлении в лице King Crimson, Emerson Lake & Palmer, Yes, Genesis и прочими подобными.

Британский выпуск альбома Manfred Mann’s Earth Band "Glorified Magnified", 1972 г., Передняя и задняя стороны обложки, и внутренний разворот конверта
Британский выпуск альбома Manfred Mann’s Earth Band "Glorified Magnified", 1972 г., Передняя и задняя стороны обложки, и внутренний разворот конверта

Первый альбом новой группы, вышедший в начале 1972 года, не получил никакого названия, что, впрочем, в те годы было очень модно. На этом альбоме был продемонстрирован весьма неплохой прог-рок, правда, базировавшийся на танцевальных мотивах, так как основная часть материала альбома представляла собой каверы на песни популярных тогдашних поп-исполнителей. Именно на этом альбоме в полную силу засверкал фирменный звук синтезатора Манфреда Мэнна, который по сегодняшний день не воспроизвел никто – то ли стеснялся, то ли не мог технически, хотя последнее маловероятно.

Фрагмент из внутренней части конверта с фотографией музыкантов. Слева направо: бас-гитарист Колин Паттенден, глава группы Манфред Мэнн, барабанщик Крис Слэйд, гитарист, он же вокалист Мик Роджерс
Фрагмент из внутренней части конверта с фотографией музыкантов. Слева направо: бас-гитарист Колин Паттенден, глава группы Манфред Мэнн, барабанщик Крис Слэйд, гитарист, он же вокалист Мик Роджерс

Интересно, что базой клавишной установки Манфреда Мэнна в то время был орган Hammond M3, выкупленный им у музыканта прославленных Animals – Алана Прайса. Манфред модифицировал этот инструмент, чтобы получить более жесткое звучание, присоединил к нему синтезатор Minimoog, и с таким арсеналом и был записан первый альбом. Эта пластинка в Европе мало кем была оценена, но в чартах США она добралась до 138 позиции, что было, в принципе, прекрасно в финансовом плане, хотя настоящей музыкальной популярности группе не придало.

Варианты лейблов к британской версии альбом Manfred Mann’s Earth Band "Glorified Magnified", 1972 г.,
Варианты лейблов к британской версии альбом Manfred Mann’s Earth Band "Glorified Magnified", 1972 г.,

И тогда Манфред Мэнн решился на новый эксперимент. Учитывая потрясающие успехи в Великобритании таких хард-рок-групп как Deep Purple, Uriah Heep и Black Sabbath, он сократил до самого минимума обработки чужих песен, и заставил почти весь материал для нового альбома написать музыкантов группы самостоятельно. Возможно, он даже объявил своеобразный конкурс на самую тяжелую песню, и его выиграл барабанщик Крис Слэйд, написавший самый тяжелый номер на пластинке. Постарались от него не отстать и другие музыканты, и хотя они создали композиции менее тяжелые, тем не менее в целом это все же был не прог-рок, который представил предыдущий альбом, а самый настоящий хард. А местами даже металл.

Американский вариант альбома Manfred Mann’s Earth Band "Glorified Magnified", 1972 г.,
Американский вариант альбома Manfred Mann’s Earth Band "Glorified Magnified", 1972 г.,

Исключение составляли только две чужие баллады, но и их Манфред аранжировал так, что они превратились в неотъемлемую часть именно хард-рокового альбома, а не прогрессивного, попсового, или какого-то там еще.

Второй альбом группы Manfred Mann’s Earth Band вышел в сентябре 1972 года и назывался «Glorified Magnified» (можно перевести как «Прославленный увеличенный», иного перевода я не могу придумать). Записывался он в той же студии, что и дебютник – Maximum Sound Studio. К слову сказать, в этой же студии записывался впоследствии и третий альбом группы – «Messin'», после этого MMEB перебрались в другую лондонскую студию - The Workhouse (Old Kent Road), в которой записывались до самого начала 80-х.

Лейблы американского варианта
Лейблы американского варианта

Интересно то, что после переезда саунд группы очень сильно изменился, представив новое «симфоническое» звучание, которого не было на предыдущих трех альбомах. Скорее всего, новая студия предоставила «манфредам» новые технические возможности, которые не могла предоставить прежняя. Но и первые три альбома даже без «симфонии» звучания представляют очень большой интерес, так как прекрасно показывают непростой путь группы в поисках собственного саунда, что очень сильно различало все три альбома.

Вырезка с задней части американского конверта с информацией по альбому
Вырезка с задней части американского конверта с информацией по альбому

Так, дебютник получился по саунду практически идеальным, невзирая на отсутствие «симфоничности». Но это был скорее все тот же «развлекательный» поп-рок, хотя с хардовыми гитарами и значительными прог-роковыми инструментальными вставками. Третий альбом – «Messin'», - в корне отличался от него, представив самый глубокий прог-рок, на этот раз на хардовой основе, и без всякой «попсы», свойственной раннему Манфреду Манну.

А вот альбом «Glorified Magnified», оказавшийся между ними, стал самой настоящей «белой вороной». Эта пластинка не похожа ни на предыдущую, ни на последующую, ни вообще на все то, что Манфред Мэнн делал до и после, она вообще как бы стоит особняком, и я когда ее впервые ее услышал, то подумал, что это вообще первый альбом Manfred Mann’s Earth Band. Даже дебютник гораздо ближе к «симфоническому» саунду «Solar Fire», а тут такой хард!

Европейский вариант альбома, который был выпущен в 1977 году на Bronze Records. Внутреннего разворота эта версия альбома не имеет
Европейский вариант альбома, который был выпущен в 1977 году на Bronze Records. Внутреннего разворота эта версия альбома не имеет

Тем не менее, «Glorified Magnified» - это альбом сугубо MMEB, и на нем, как и на остальных альбомах группы, по крайней мере, с Миком Роджерсом, нет никаких «проходняков». Все песни, несмотря на стилевой разнобой, прекрасно уложены в концепцию крепкого хард-рокового альбома, правда, не свойственного лично Манфреду Мэнну, тем не менее, он и тут смог продемонстрировать свой фирменный синтезаторный саунд, хот я и в своеобразном ключе.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных песен альбома, следует сказать, что «Glorified Magnified» - единственный альбом Manfred Mann’s Earth Band, не попавший в американский US Billboard 200 на протяжении самого плодотворного для группы десятилетия 1972-1982 гг. Даже сложный для понимания многих американских фанатов «Messin'» - и тот умудрился пробраться в этот список популярности, хоть и добрался всего лишь до «почетной» 196-й позиции.

Не зашли в чарты ни одной значительной страны и синглы, выпущенные к альбому. Наверное, именно это и показало Манфреду, что хард-рок – это не его стезя, и он круто повернул в другую сторону, обратившись к самому дремучему прогрессиву, который затем был сдобрен «симфониями» и позволил группе наконец-то получить свою заслуженную популярность во всем мире.

Сторона 1:

1). Meat (4:00) «Мясо». Совершенно не типичная для MMEB шуточная и близкая по ритмике к рок-н-роллу песенка, написанная Манфредом Мэнном. Впрочем, когда заканчивается пение и начинаются совершенно хард-роковые гитарные запилы Роджерса без всяких претензий на оригинальность а-ля Роберт Фрипп, мы начинаем узнавать старый добрый «Манфред Мэнн».

На видео: любительские клипы на песни с этого альбома - "Meat" и "Our Friend George", которая идет в трек-листе под № 6

2). Look Around (5:10) «Оглянись». Весьма тяжелый хард-рок, а в кульминации даже хэви-метал со скрипящими гитарами и визжащими синтезаторами, да и основной рифф по монументальности ничем не уступает Black Sabbath того же периода. Песню написал барабанщик Крис Слэйд.

3). One Way Glass (4:06) «Одностороннее стекло». Очень нежное, под стать названию, сочинение Манфреда Мэнна на стихи некоего Питера Томаса. Да, очень красивая баллада, до этого Манфред таких серенад не писал. Мик Роджерс тут блистает не только на вокале, но и на гитарах всех типов, особенно красиво переплетаются соляки. В финале – Манфред в своем синтезаторном репертуаре. Очень красиво.

4). I'm Gonna Have You All (5:16) «Я возьму вас всех». Чисто гитарный ритм-энд-блюз авторства Манфреда Мэнна. Роджерс снова принимается за свои соло-гитарные запилы без особых претензий на оригинальность, но очень удачно попадая в настроение песни. В финале появляется синтезатор Манфреда в дуэте с гитарой Роджерса. На видео внизу - концертный вариант этой песни 1972 года, Сидней, Австралия.

Сторона 2:

5). Down Home (3:14) «Вниз домой». Типичный расслабленный «кабацкий» блюз без особых претензий, сочинение Роджерса. Песня одного типа с песней со следующего альбома - «Mardi Gras Day», только без особенного напора.

6). Our Friend George (3:00) «Наш друг Джордж». Еще одно музыкальное детище Манфреда, на этот раз такое же тяжелое, как и предыдущее сочинение Криса Слэйда. Если бы этот номер сыграла «Сепультура», то это был бы прекрасный трэш-металлический хит столетия. Видео на эту песню - чуть выше.

7). Ashes to the Wind (2:14) «Пепел на ветру». Прекрасная баллада – кавер на чье-то чужое сочинение, правда, прекрасно адаптированное к хард-роковому альбому.

8). Wind (2:00) «Ветер». Психоделическая вставка, как бы логическое завершение предыдущей композиции. Сочинили все четыре музыканта группы сообща.

9). It's All Over Now, Baby Blue (4:26) «Все кончено, Бэби Блю». Главный шедевр альбома – кавер на одноименную песню Боба Дилана. Я этот номер слышал в исполнении многих звезд, но мне кажется, что в исполнении MMEB – это самый лучший вариант.

10). Glorified Magnified (4:35) «Прославленный увеличенный». И наконец-то мы достигли самого главного «изюма» всего альбома – инструментальной композиции авторства Манфреда Мэнна. Вот это уже чистый Manfred Mann’s Earth Band без всяких купюр. Тут вам и хард, тут вам и прог, тут вам металл, и психоделия, и симфония в одном пакете. В общем, это первый сногсшибательный хит Манфреда, как на мой взгляд, который он сочинил собственноручно. На других альбомах он эту тенденцию продвинул и даже развил до невообразимых пределов. В общем, полный кайф! На аудио внизу - другой, не альбомный вариант этой композиции, с некоторыми отличиями в звучании клавишных.

На видео внизу - концертная версия любимого хита Манфреда Мэнна, который принес ему славу и много денег еще в 60-е.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О МАНФРЕДЕ МЭННЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы

Альбом Messin' 1973 г. - один из главных шедевров Манфреда Мэнна, оцененный только годы спустя

Альбом «Solar Fire», 1973 г. ~ первый коммерческий успех новой прог-рок-группы Манфреда Мэнна

Интересные видео с «живых» концертных выступлений Manfred Mann’s Earth Band периода 1973-1974 гг.

Джазовый музыкант Манфред Мэнн создал 6 рок-шедевров, а потом зачем-то ударился в попсу