Найти тему
Культурные вечера

Московский музей современного искусства: «Ничего личного, только факты»

Здравствуйте, дорогие друзья!

Как и обещала, спешу поделиться своими мыслями, впечатлениями и отзывами от посещения Московского Музея современного искусства. В данный музей я попала в рамках Бесплатной музейной недели, которая традиционно проводится в Москве каждую третью неделю каждого месяце. В этом месяце она «легла» на числа с 10 по 16 октября.

Однако из-за тотальной нехватки свободного времени мне, к сожалению, за всю Музейную неделю, удалось посетить только этот музей, точнее – даже всего лишь один его филиал, который расположен по адресу: Гоголевский бульвар, 10.

Однако здесь гостям были представлены две экспозиции. Первая - выставка Сони Ванеян "Ничего личного, только факты". Она работает с 15 сентября по 23 октября 2022 года.

Вторая – это звуковая выставка-инсталляция Сергея Филатова «Я слышу тебя». Она открыта для посещения с 13 сентября по 23 октября 2022 года.

Чтобы не перегружать вас информацией и длинным текстом, я решила написать об этих экспозициях отдельно.

В этом материале поделюсь впечатлениями от первой выставки.

Она была представлена самим Московским музеем современного искусства, а также Школой современного искусства «Свободные мастерские». Выставка является частью программы поддержки молодого искусства ММОМА.

Этот необычный проект посвящен формированию и сохранению памяти, отражению личного опыта в коллективном.

Данная экспозиция – это тотальная инсталляция с надписями – заметками. Через них художник Соня Ванеян предлагает взглянуть на феномен памяти как на пространство, заполненное, на первый взгляд, совершенно не связанными между собой предметами и событиями.

По мнению автора, это своего рода «блошиный рынок» разума. В нем нагромождаются, переплетаются и взаимодействуют воспоминания о различных событиях: и собственных, и полученных извне.

Это какие-то исторические факты, символы, общественные реакции, мысли, образы, эмоции, все то, что является частью процесса по сохранению индивидуального сознания в процессе формирования памяти коллективного сознания.

Проще говоря, коллективное сознание – состоящие как будто из пчелиных «сот» индивидуальных событий, фактов, мыслей, воспоминаний каждого человека.

-2

Возможно, именно поэтому основой для инсталляции послужили десятки или даже, может, сотни, коробок, на мой взгляд, олицетворяющих «соты», а также символизирующие прошлое.

-3
-4
-5
-6

Ведь, как правило, именно в картонные коробки мы убираем все то, что уже, прошло, ушло и, вроде бы, не нужно. Однако, в какой-то момент может быть полезным, нужным, или, возможно, просто останется храниться «на память».

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

Своей инсталляцией художница затрагивает вопрос о природе и функционировании памяти, однако не стремится дать на него окончательный ответ, а лишь заостряет его.

Проект Сони Ванеян – это и попытка проанализировать работу собственной памяти, и поиск способов работать с ней. Инсталляция состоит из скульптуры и readymade-объектов.

Что касается моего личного впечатления от этой экспозиции, то оно неоднозначное. То, что я увидела с самого первого взгляда, мне показалось простым и отчасти даже примитивным.

Однако буквально через несколько минут, присмотревшись и погрузившись в выставочное пространство, меня поразила креативность и глубина преподнесенного автором материала.

Это и рассыпанный по периметру выставочного пространства песок, олицетворяющий, на мой взгляд, детство – песочницу, внутри которой и расположена, собственно, сама инсталляция из гор пустых картонных коробок (символизирующих как раз прошлое, ушедшее, «выброшенное» нами), на которых наклеены заметки-записки с воспоминаниями, мыслями, наблюдениями.

-21
-22
-23
-24

Это и расположенный рядом стол, накрытый не яствами, как ожидалось бы, а разными предметами - пустыми бокалами, банками, гвоздями, проволокой, рассыпанным на столе песком. Все эти предметы не просто не убраны, оставлены на столе, а как будто пренебрежительно забыты, брошены и заброшены. И как будто именно мы забыли их. А, возможно, и наоборот – она оставлены как воспоминания о прошлом...

В общем – инсталляция Сони Ваниян, однозначно, дает пищу для размышления. А вывод после просмотра экспозиции, наверное, каждый делает свой собственный.

-25
-26

Меня необычность данной выставки заинтересовала. Кстати, ее еще можно успеть посетить. Она будет работать в Московском музее современного искусства до 23 октября включительно.

Если рассказать чуть подробнее о самой художнице, то она является выпускницей факультета графики МГАХИ им. В.И. Сурикова и Школы «Свободные мастерские», участницей многих коллективных и персональных выставок.

Ряд ее работ выполнен в виде традиционных графики и скульптуры. Однако она экспериментирует и с графическими и скульптурными инструментами для создания стрит-арт работ и тотальных инсталляций.

А что касается Школы современного искусства «Свободные мастерские», то это образовательная платформа непосредственно самого Московского музея современного искусства. Она рассчитана на молодых работников искусств.

В ней студенты имеют возможность учиться у лучших преподавателей, деятелей культуры, известных философов и теоретиков современного искусства, а также участвовать в мастер-классах, выставках, фестивалях.

Уважаемые читатели! Чтобы не перегружать вас большим объемом информации, о второй выставке в Московском музее современного искусства - Сергея Филатова «Я слышу тебя» расскажу в своем следующем материале.

А чтобы не пропустить публикацию – подписывайтесь на «Культурные вечера». Также ставьте лайки и пишите комменты, если вас заинтересовала и приглянулась эта статья! Буду очень рада!

P.S. Все фотографии в этой статье - автора.

#музей современного искусства, выставка

А еще можно почитать другие статьи о выставках, которые я посетила.

Выставка «Москва советского периода»: путешествие во времени и пространстве

Очередная бесплатная Музейная неделя в Москве. И о том, как я посетила музей «Граунд Солянка»

Выставка «Дом быта»: о будущем не говорят, его делают!

«Искусство индонезийского батика»: национальная, художественная и эстетическая ценность

Почему выставка «Околесица» - это исследование?

Выставка «Заблуждение страстей»: два художника - одна Муза

«Upcycle»: как искусство помогает беречь экологию на Земле

Молодежь "зажигает": Арт-ярмарка молодых художников в «Галерее А 3»

Какое искусство все больше привлекает внимание коллекционеров и что в свое время ошеломило Пикассо?

«Правдивая ложь» Ксении Хауснер. Выставка на грани и на острие

Выставка "Mixed Media" в Доме Гоголя: не всё бесплатное - плохое«Снег и лёд в Москве!» Это не прогноз погоды. Это впечатляющий фестиваль ледовых и снежных скульптур в Парке Горького