Фраза «мы то, что мы носим» раньше не воспринималась всерьез, однако теперь у ученых есть достаточно оснований заявить, что данные слова — это сущая правда. В ходе многочисленных экспериментов было доказано, что одежда может с легкостью превратить человека в лжеца, хозяина положения или эгоиста.
В мире психологии есть понятие «воплощенное познание», суть которого заключается в том, что телесные ощущения могут влиять на мысли, поведение и настроение человека. Например, необходимость хранить секрет может сделать любого более мрачным и замкнутым. То же самое можно сказать и про одежду — несколько лет назад ученые доказали, что вещи влияют на людей и заставляют их вести себя по-разному.
Медицинский халат помогает сосредоточиться
В 2012 году Хайо Адам и Адам Галински провели серию экспериментов, в ходе которых они изучали влияние одежды на внимательность студентов. Они попросили участников надеть либо свою повседневную одежду, либо белый медицинский халат, а затем выполнить одни и те же задания. Ученые выявили, что студенты в обычной одежде допустили в два раза больше ошибок.
В другом эксперименте участников разделили на две группы и выдали всем одни и те же халаты, но первой половине ученые сказали, что это халаты медиков, а второй, что это халаты художников. Итоги эксперимента также оказались впечатляющими: лучшие результаты показала именно первая группа.
Поддельная одежда заставляет лгать
Когда человек решает купить неоригинальную одежду, таким образом он старается казаться окружающим богаче, чем есть на самом деле. Однако эта невинная ложь может заставить его говорить неправду и в других ситуациях.
В 2010 году ученые провели исследование, в ходе которого разделили участников на две группы и выдали всем оригинальные очки Chloé, однако половине людей они сказали, что аксессуар является подделкой. Затем ученые попросили их решить несколько головоломок, после этого исследователи начали объявлять правильные ответы и попросили участников брать определенную сумму за каждое верное решение.
70% людей, которые думали, что носят подделку, мошенничали и брали деньги даже в том случае, если их ответы оказывались неправильными.
Роскошная одежда делает эгоистами
Ученые предположили, что богатые люди склонны поддерживать те решения политиков, которые помогают им сохранить и преумножить свое состояние. Для того чтобы подтвердить это, ученые провели эксперимент.
Они выдали одним участницам оригинальную сумку Prada, другим — обычную модель из масс-маркета, а затем попросили их прогулять с ними в течение 15 минут. В результате именно первые девушки оказали существенную поддержке системе, которая предполагает более низкие налоги для богатых. Вторая группа, напротив, охотно жертвовала деньги на благотворительность и не разделяла взглядов тех, кто имел в своем распоряжении брендовую вещь.
Официальная одежда заставляет считать себя начальником
Костюм и рубашка обычно считаются одеждой людей, обладающих высоким статусом, работающих в крупных компаниях и занимающих главенствующие должности. Даже если это не так, она создает видимость успеха.
Исследования показали, что люди, одетые в одежду строгого официального стиля, склонны думать о себе как о человеке с высоким положением в обществе, описывать себя как аккуратного, культурного и менее дружелюбного человека. Также ученые выяснили, что костюм усиливает способность людей к абстрактному мышлению — важному качеству любого успешного человека.
Деловой стиль: как выбор одежды влияет на карьеру
Униформа заставляет вести себя стереотипно
Представители многих профессий имеют свою униформу, это позволило ученым предположить, что именно одежда помогает людям вживаться в роль и выполнять соответствующие обязанности.
В исследовании 2016 года людей разделили на две группы и попросили переодеться в одинаковую одежду: первым сказали, что это форма медсестры, а втором, что это одежда уборщицы. Участники из первой группы во время эксперимента проявляли больше заботы, участия и внимания к окружающим, а также добровольно помогали исследователям с заполнением документации.
Черная одежда делает более агрессивным
Одежда темных цветов имеет не лучшую репутацию: она считается пессимистичной, а также часто ассоциируется со злодеями и коварством. Это позволяет предположить, что одетые в черное люди могут считать себя менее дружелюбными и не такими позитивными.
К этому выводу пришли Марк Франк и Томас Гилович, которые исследовали, как цвет формы футболистов влияет на их стиль игры. В результате они установили четкую взаимосвязь: одетые в черную одежду игроки были намного агрессивнее своих противников.