Бывают такие фильмы, которые ну прямо к месту и ко времени приходятся, все в них трогает, забавляет и воодушевляет - такие картины со временем превращаются в жемчужины прекрасных воспоминаний в раковине души. И наверное, для большинства китайцев фантастическая комедия "Лунный человек", которая произвела этим летом сенсацию в китайском прокате, как раз таким фильмом и стала. Иначе чем объяснить её бешеную популярность? Картина собрала в прокате миллиард юаней меньше чем за трое суток - быстрее, чем самый кассовый фильм прошлого года, "Битва при Чосинском водохранилище". И на данный момент является самым кассовым фильмом этого года.
Всё это я прочитала в описании фильма на Doramatv.live. И подумала, что фильм, получивший такое признание, должен быть несомненным шедевром. Ну или как минимум феерически смешной комедий. В общем, что-то прямо особенное должно быть. И фильм действительно оказался особенным, но... совершенно не в том плане, в каком я ожидала! Поэтому я слегка в растерянности и однозначный вердикт - понравился фильм или нет - вынести не могу.
Дело в том, что если для китайцев такая подача оказалась уместной и своевременной (судя по успеху фильма), то для нас, кажется мне, она слишком... как бы это сказать... В общем, слишком. Нас уже клюнул жареный петух, мы уже видим отдалённое зарево, а шапкозакидательские настроения типа "можем повторить" суровая реальность подвергла серьёзной коррекции. Уровень тревожности у людей повышен. В такой ситуации хочется, чтобы кино как минимум соответствовало заявленному жанру. Если это героическая драма, она должна воодушевлять демонстрацией мужества, решимости и стойкости. А если это комедия, то она должна добрым юмором рассеивать тревогу и давать надежду, что все будет хорошо. Или хотя бы заставить зрителя забыть о проблемах, пока он катается по полу от смеха. Но "Лунный человек", на самом деле, не то и не другое... Я тут заявляла, что мне нравится смешение жанров, какое нередко практикуют азиаты. И от своих слов не отказываюсь, но... На мой взгляд, есть сюжетные ходы, которые ну никак не укладываются в жанр комедии. И здесь как раз они и были использованы.
Так что если соберетесь смотреть, то учтите, что "комедия" здесь - это овечья шкура, криво натянутая на самого что ни на есть волка. "Лунный человек" - это ещё один вариант "Блуждающей земли". Но "Блуждающая земля" - фильм-катастрофа, и на роль комедии ни в коем разе не претендует! А в этой "комедии" уже в описании заявлена тема возможной гибели планеты. Я даже полезла смотреть жанровое описание фильма на китайских ресурсах - думала, может, наши переводчики напутали. Нет, даже на Douban значится "комедия". Ну ладно, думаю, наверное, там с этой темой связано какое-то смешное недоразумение, и на самом деле все не так плохо. И действительно, смешное недоразумение присутствует, но сказать, что все прямо так уж отлично кончается, что все жили долго и счастливо - нет, этого нет тоже..
Есть еще такое понятие как "черная комедия" - у этого жанра тоже есть поклонники, и я, кстати, одна из них. Уважаю Тарантино и братьев Коэнов. А среди любимых у меня числится один старый сериал про космос, где с приколами и шуточками взрывают планеты, и Землю там, кстати, тоже в конце взорвали. Но черная комедия - довольно тонкое искусство, на самом деле, в ней режиссер витруозно балансирует на грани между сатирой и цинизмом, чего в этом фильме я не замечаю. И в таких комедиях обычно нет особого героического пафоса, а здесь его хоть ложкой ешь. Так что в жанр "черной комедии", по моим ощущениям, "Лунный человек" тоже не совсем укладывается.
Но, с другой стороны, это азиаты. Видимо, их чувство юмора имеет свои особенности. Режиссер (он же сценарист) "Лунного человека" Чжан Чиюй снял китайскую киноверсию корейского мультфильма. Оригинал я не смотрела, поэтому соотношение черного юмора и героического пафоса в нем оценить не могу. Но по опыту просмотра корейского кино знаю, что там нередко присутствует какая-то странность. Что-то, на что не знаешь, как реагировать. Китайское кино, по моим представлениям, эстетичнее, но и в нем встречается что-то неуловимое... Может, это особое отношение к смерти как к возможности нового перерождения. Короче, корейский сюжет в подаче китайского режиссера - это что-то очень азиатское.
При этом многие моменты в фильме напоминают известные голливудские сюжеты - от стареньких "Армагеддона" и "Шоу Трумэна" до "Луны 2112", "Марсианина" и "Жизни Пи" (впрочем, шедевр Энга Ли можно отнести и к азиатскому кинематографу). Нет, ну а зачем велосипед изобретать? Как раз это для современного китайского кино нормально и у меня возражений не вызывает. При всей узнаваемости сюжетных ходов, они совсем не выглядят вторично и подражательно. Потому что сам сюжет, в общем, вполне оригинальный и интересный. Экипаж лунной станции срочно эвакуируется на Землю, и только один неудачник из числа технических работников по рассеянности не успевает на корабль. Метеоритный дождь повреждает систему связи на лунной станции и вызывает большие разрушения на Земле, так что герой считает себя последним выжившим...
Ой нет, не последним. Вскоре у него объявляется товарищ - гигантский кенгуру. Поначалу они конфликтуют, но вскоре отношения налаживаются. А кроме того, у героя появляется надежда, что, возможно, на Земле еще остался кто-то живой. Он прав, конечно. Еще как остался. И этот Большой брат наблюдает за лунным отшельником во все глаза, чтобы самому не потерять надежду на выживание... В начале фильма происходит немало забавных приключений, многие из них связаны с кенгуру - зверь экзотический, впервые вижу, чтобы его рассматривали как компаньона для человека. В то же время он не так опасен, как тигр, так что ситуация, наверное, вполне возможная. Со временем герой и его прыгучий друг становятся почти как братья, а наземные зрители вообще обожают зверушку.
Ну окей, парень в компании кенгуру, за которым наблюдает толпа народа, - это вполне себе комедия. С легкой безуминкой и даже двусмысленными моментами. Но как только сюжет выходит за рамки "шоу Трумэна", картина возвращается к тому, чем и является по сути: к фильму-катастрофе, с экстремальными ситуациями и поисками спасения. К концу битва за выживание героя превращается в битву за выживание всего человечества. И завершается фильм вполне себе китайским хэппи-эндом. Но вот мне бы хотелось, чтобы он был менее китайским! Еще раз повторю: комедия - это когда весело, легко и позитивно, когда героям удается выбраться из трудных ситуаций, когда негодяи получают по заслугам под хохот зрителей. То, что я увидела, в эту формулу не вписывается. С другой стороны, это не значит, что фильм плохой. Надо, наверное, привыкать к китайскому пониманию этого жанра.
Но если отвлечься от несоответствия жанру, то фильм достойный просмотра, особенно на большом экране. Так-то мораль его проста и незатейлива, а зрелищность на высоте. Может быть, китайские зрители валом валили на него еще и из гордости за достижения отечественного кино. Космос, поверхность Луны, лунная станция, луноходы и роботы всякие - все это показано масштабно, убедительно и по-китайски эстетично. Впечатляют и гонки по лунной поверхности в слоу-мо (хотя, как по мне, в таких кадрах многовато наивного пафоса). Отдельно хочу обратить внимание на компьютерную анимацию кенгуру: очень реалистично сделано! Зверь двигается как настоящий. В общем, видно, что бюджет потрачен не зря.
Что касается актеров, то особо популярных звезд я тут не увидела, за исключением Хуана Цзытао, у которого там небольшая роль-камео, смешная и довольно неожиданная. А исполнителя главной роли Шэнь Тэна я, оказывается, видела раньше в фильмах "Затерянные в России", "Привет, мам!" и "Чудо" в ролях второго плана. Но не вспомнила, хотя лицо показалось знакомым. Актер 1979 года рождения, с симпатичной, но довольно обычной внешностью - такой типаж в полнометражном китайском кино востребован. "Лунный человек" стал для него, наверное, звездным часом. Еще бы, такой успех! Примерно такого же типа и героиня - суровая взрослая женщина - ну, она руководитель проекта, она не может быть 20-летней глупой девчонкой. Играет ее 40-летняя актриса Ма Ли. Главное, телосложение у обоих весьма реалистичное, не как в сериалах, где максимально допустимый вес парня 60 кг, а девушки - 40. Большого впечатления на меня актеры не произвели, но и ничего не испортили, вписались, в общем-то хорошо.
На Doramatv.live этот фильм можно посмотреть в хорошем качестве с озвучкой от студий "Колобок" и "Real Fake". Я смотрела первый вариант, но от голосов актеров озвучки возникало чувство, что смотрю аниме. Какие-то искусственные, "мультяшные" голоса. Вторые вроде естественнее звучат. Но это дело вкуса, конечно. Как и сам фильм. На меня вот он произвел такое странное впечатление, как будто обманул ожидания. Но, возможно, многие вообще в этом проблемы не увидят. Главное - снято красиво и на высоком техническом уровне, местами очень даже смешно, мораль достойная. Посмотреть на самом деле стоит, хотя бы для того чтобы составить представление о том, что нынче популярно у китайцев.
Думаю, что не все, кто посмотрел этот фильм, будут со мной согласны, так что дискуссия может развернуться интересная. Жду с нетерпением!