Виваксия — ещё один экспонат из галереи кембрийских монстров. Как и было принято 520 миллионов лет назад, монструозность данного существа оставалась весьма условной. Во взрослом состоянии животное достигало размера 3-5 сантиметров. Известны также личинки от 0.3 миллиметра длиной. Как и зрелые особи, они имели чешуйчатый минерализованный панцирь, но ещё без главной приметы виваксий — длинных игл.
Классификация виваксий сталкивается с обычными для кембрия затруднениями. Животные той эпохи слишком сильно отличались от современных, чтобы по сохранившимся отпечаткам, — обычно, только частям скелета, — уверенно определялся хотя бы тип. Не зная же к какому классу и типу относится существо, трудно что-то сказать о его внутреннем строении, особенностями которого, в свою очередь, определяются тип и класс. А это затрудняет и толкование отпечатков скелета. Замкнутый круг. Тем не менее, — предварительно и условно, — виваксия классифицируется, как «что-то среднее между моллюсками и кольчатыми червями».
...Несмотря на крайнюю неочевидность сходства, моллюски и кольчатые черви близки друг к другу (тогда как кольчецы и членистоногие — нет). Вместе с плеченогими, эти два типа образуют кладу спиральных. Ныне о наличии общих предков свидетельствует только «кольчатость» наблюдаемая у моллюсков на эмбриональной стадии. Но полмиллиарда лет назад типы ещё не разошлись достаточно далеко, чтобы между ними возникла ясная граница.
Так или иначе, с моллюсками виваксию сближает наличие мускулистой ноги, предназначенной для ползания. Нечто общее, — в том числе членистый, отчасти гибкий панцирь, — они имеют с одними из наиболее примитивных представителей типа — панцирными моллюсками хитонами.
Но хитоны уже также существовали в кембрии. Отличие же виваксии от моллюсков заключается в отсутствии, — наличие, как минимум, не доказано, — радулы. Положенной мягкотелым твёрдой стамески в глотке, позволяющей срезать обрастания, виваксии не имели. А значит, питались только жидким илом.
Несмотря на скромный, как кажется, размер, стратегией выживания виваксий являлся гигантизм. По меркам кембрия взрослые особи, — тем более, с учётом твёрдого панциря и шипов, — были достаточно велики, чтобы не бояться врагов, жить долго и производить массу яиц. Молодь, — которую шипы только обременяли ли, препятствуя движению в плотной среде, и демаскировали, — кишела в грязи и несла большие потери от хищников. Но эти потери восполнялись. Что позволяло виваксиям оставаться многочисленной и процветающей формой жизни.