Рядом Указов Президент Российской Федерации ввел военное положение на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также различные режимы готовности в других регионах.
Один из важных моментов во всем этом, это право госорганов создать специализированный орган цензуры и наделяет его сотрудников правом на получение полного доступа к прослушке и переписке граждан (пункт 11 части 2 статьи 14 Закона «О военном положении»).
В итоге под угрозой:
🔸Прослушка телефонов
🔸Получение информации о геолокации устройств
🔸Контроль не шифрованных каналов связи (все email, российские социальные сети)
Всё это давно ни у кого не вызывает удивления. В условиях военного положения лишь исключается формальный судебный контроль и доступ к данным получают кроме спецслужб иные силовые ведомства.
🛂Та же норма предоставляет властям право на получение доступа к шифрованным каналам связи. При этом фактических инструментов для этого, кроме давления на администрации соцсетей и мессенджеров, как не было, так и нет. Действующее антитеррористическое законодательство (Пакет Яровой) уже давно обязывает мессенджеры и соцсети обеспечивать госорганам доступ к перепискам. Однако технологии оконечного (двустороннего) шифрования end-to-end encryption (E2EE) по своей сути не дают такой возможности.
🔐Право граждан не открывать и не расшифровывать свои переписки по прежнему защищает статья 51 Конституции России.
☎️Доступ к интернету и шатдаун
Пункт 17 части 2 статьи 14 закона «О военном положении» предоставляет силовикам право как на отключение от передачи данных отдельных лиц, так и на организацию полного интернет-шатдауна.
⚠️«Особые режимы готовности» и интернет 🌐
Что касается территорий, не затронутых президентским указом № 756 о введении военного положения, то следующий указ № 757 предусматривает в пп. «б» п.3, в пп. «б» п.4 и в пп. «б» п.5 так называемый «особый режим работы объектов коммуникации и связи». Можно предположить, что именно этими пунктами могут быть обоснованы отключения связи в любых регионах страны.
Интернет-шатдаун на территории целого региона в России уже применялся — во время протестов на территории Ингушетии.
Иные дополнительные полномочия силовых структур в сфере связи и защиты информации указы 756 и 757 пока не предусматривают.