Найти тему
Незримая помощь

свт. ПЕТР – Московский чудотворец, который помог одолеть Мамаево полчище и исцелить золотоордынскую ханшу Тайдулу

святитель Петр, митрополит Московский. Вариант иконографии
святитель Петр, митрополит Московский. Вариант иконографии

Этот подвижник был уроженцем Галицко-Волынского княжества. О родителях его известно лишь то, что были они людьми благочестивыми и богобоязненными. Отца звали Феодором, а имя матери осталось неизвестным.

На седьмом году жизни отдали они сына в обучение, но, к великому их несчастью, грамота отроку не давалась. Много скорбели о том его отец с матерью, прося Создателя просветить дивным образом разум из горячо любимого чада. И Господь внял их настойчивым прошениям и просветил ум избранника Своего.

Случилось же это так. Увидел как-то во сне отрок Петр некоего мужа в святительском облачении. Незнакомец, воззрев на него ласково, произнес: «Открой, чадо, уста твои!» Когда Петр, подчинившись его велению, открыл рот, святитель коснулся его языка, и будущий подвижник ощутил в гортани своей невыразимую сладость. С того времени обнаружились в нем такие удивительные дарования, что опередил он в обучении всех своих сверстников.

Прошло несколько лет. Когда Петру исполнилось 12 лет (а в те времена это был уже вполне самостоятельный возраст), удалился юноша в одну из окрестных обителей, где принял в скором времени монашеский постриг. Послушание проходил он в поварне: носил на плечах круглый год дрова и воду. Кроткий и молчаливый подвижник был для братии примером добродетельного жития, а впоследствии возгорелось в нем желание обучиться писанию святых ликов. С благословения настоятеля принялся он прилежно за это занятие и, благодаря великим своим дарованиям, быстро сделался искусным иконописцем. Его работы раздавались в благословение посещавшим обитель богомольцам, а, иной раз, их и продавали, раздавая вырученную сумму нищим.

Петровская икона Божией Матери. Написана свт. Петром, митрополитом Московским, в 1306-м году, в бытность будущего владыки игуменом Ратского монастыря на Волыни. В наши дни икона находится в Успенском Кремлевском cоборе. Празднование ее 24 августа/6 сентября
Петровская икона Божией Матери. Написана свт. Петром, митрополитом Московским, в 1306-м году, в бытность будущего владыки игуменом Ратского монастыря на Волыни. В наши дни икона находится в Успенском Кремлевском cоборе. Празднование ее 24 августа/6 сентября

Еще через несколько лет монах Петр, получив благословение, уединился в пустынном месте. На речном берегу он выстроил себе келью и построил церковь в честь Преображения Спасителя. Со временем к нему присоединились другие иноки, и благочестивый старец стал игуменом созданной им монашеской общины. Слух о его добродетельном житии распространился по Галицким селениям настолько широко, что сам галицкий князь Георгий Львович стал увещевать подвижника принять сан митрополита. Кроткий праведник долгое время не соглашался, но впоследствии все же отправился в византийскую столицу к Константинопольскому патриарху святителю Афанасию.

В ту пору на Галицкую кафедру претендовал еще один игумен – Герондий. Несколько ранее святого Петра отплыл он в Константинополь за назначением, взяв с собою образ Божией Матери, написанный некогда праведником. Путешествие то было крайне неудачным: внезапная буря препятствовала движению судна, а в одну из ночей привиделся отцу Герондию удивительный сон, в котором увидел он Саму Пресвятую Владычицу, строго предупредившую, что Господь воспрепятствует его назначению, поскольку хочет видеть на посту митрополита угодника Своего Петра. Так все и вышло: летом 1308 года собравшийся в Византии собор избрал святителя Петра не только митрополитом Галицким, но и всей Земли Русской.

Престол митрополита находился в ту пору во Владимире, потому новоизбранному пастырю овец Христовых пришлось переехать в этот город. Правда, он редко там находился, все больше путешествуя по пределам русским в заботах о вверенной его попечительству пастве. Часто бывал он и в Золотой Орде, где получил от хана Узбека охранительную грамоту.

Митрополит Петр всегда был почитаем как великий миротворец. В тяжелый период отечественной истории он мирил князей, предупреждая многие распри и междоусобицы.

Часто посещал он Москву – тогда это был небольшой городок при слиянии рек Неглинки и Москвы. Для владыки выстроен был здесь отдельный терем, где принимал он многочисленных богомольцев и самого князя – Иоанна Данилыча, прозываемого в народе Калитою. По совету подвижника в городе выстроена была каменная церковь Успения Богоматери – первый каменный собор в столице. Святой Петр пророчествовал, что если церковь эту в честь Небесной Владычицы возведут, то Москва станет первым из всех городов российских, имя князя Иоанна Данилыча Калиты на века прославится, а мощи самого митрополита всегда пребывать будут в московском Успенском соборе. Князь, конечно же, не посмел противиться владыке Петру, и в августе 1326 года, с благословения угодника Божия, произвели закладку этого храма.

иллюстрация строительства Успенского Кремлевского собора
иллюстрация строительства Успенского Кремлевского собора

В августе 1326 г. по благословению святителя Петра началось строительство первого каменного храма в Москве – Успенского собора

Однако дождаться окончания строительства митрополиту не довелось. О кончине своей святитель предупрежден был через князя Иоанна Данилыча, видевшего во сне высокую гору с растаявшими на ее вершине снегами. Праведник истолковал этот сон тогда так: «Гора - это ты, княже, а снег на вершине ее – это я. И мне предстоит уйти ранее тебя!» После этого святитель сам устроил себе саркофаг около жертвенника строящегося Успенского прихода и, получив чрез Ангела откровение о точной дате отшествия ко Господу, вознес моление об оставляемой им пастве. Раздав щедрую милостыню, он благословил преемника своего Феодора и, отслужив вечерню, предал душу Создателю в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года по ст. стилю.

Провожала его в последний путь вся Москва. Опечаленный князь шествовал позади процессии. Все стремились приблизиться к ложу митрополита, от которого чудесным образом подаваемы были многие исцеления. По Преданию, при прощании с митрополитом некий богомолец видел, как угодник, воссевши на своем погребальном одре, благословлял подходившую к нему по обеим сторонам паству.

С той поры мощи святителя пребывают в Успенском Кремлевском соборе. Многие чудеса совершены были по молитвам у честного тела его. Продолжают происходить чудеса эти и в наши дни…

рака с мощами свт. Петра, чудотворца Московского, в Успенском Кремлевском соборе
рака с мощами свт. Петра, чудотворца Московского, в Успенском Кремлевском соборе

Чудеса от мощей святителя стали происходить сразу же после его преставления. От прикосновения к одру праведника поднимались расслабленные, распрямлялись согбенные, прозревали слепые, а немые начинали разговаривать. Были среди исцеленных и такие, которые страдали от неизвестных болезней: никто не мог определить, что приключилось с ними… Не иначе, как от порчи пострадали…

Летописец XIV века, некий «любомудрец Кифой», оставил удивительное свидетельства чуда, случившегося на глазах многих москвичей во время Литургии в Успенском соборе, которую проводил еще один угодник Божий – святитель Алексий Московский. Кифой свидетельствует: «Было чудо преславно: некий отрок лет семи, имевший руки, к груди прикорченные, и нем был, не мог ничего говорить, приведен был родителями своими, и молились о нем святому Петру. Святитель же Петр не презрел их. Когда Преосвященный святитель [митрополит Алексий] закончил святую Литургию, тогда начал говорить отрок, и простерлась его рука, как и другая. Увидев это, Алексий митрополит повелел звонить. И пели канон молебный со всем собором Пресвятой Богородицы к угоднику Ее, Петру митрополиту, Чудотворцу, и прославили Бога, прославляющего святых Своих».

-5

ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ ХАНШИ ТАЙДУЛЫ

Однажды святителя Алексия, митрополита Московского, постигла беда. Узнав, что этот угодник Божий прославлен в пределах русских своею богоугодной жизнью, и по молитвам его посылает христианский Бог Своим чадам излечения, хан Джанибек приказал подвижнику явиться в Орду, чтобы вылечить от слепоты ханшу Тайдулу. Кем она была доподлинно неизвестно: то ли матерью Джанибека, то ли его любимой женой, однако, несомненно, была та женщина так дорога хану, что он, не скупясь, много лет пытался лечить ее всякими снадобьями, выписывая из разных земель самых искусных врачей.

Владыка опечалился. Он не настолько был уверен в своих силах, чтобы без опаски взяться за подобное дело, но и не ехать было нельзя: человек то он был подневольный, хоть и митрополит.

И вот, не зная вернется ли он снова в родной город или нет, перед отъездом пошел владыка Алексий помолиться в Успенский собор перед гробницей святителя-чудотворца Петра. И случилось чудо! Господь через угодника Своего Петра укрепил опечаленного праведника: во время молебна сама собою зажглась большая восковая свеча перед одром чудотворца Московского! Владыка несказанно обрадовался. Он повелел растопить ту свечу и сделать из нее свечу поменьше, которую он, как благословение и как великую святыню, взял с собой в путешествие.

Всю дорогу он молился святому Петру Московскому и не знал тогда митрополит Алексий, что видела накануне ханша Тайдула удивительный сон. Она видела, как приближаются к ней два святителя Московских в светлых одеждах и по молитвам их получает она исцеление. И настолько сон тот был явственным, что, очнувшись, ханша нимало не сомневалась, что едут к ней врачеватели, которые возвратят ее былое зрение, и даже приказала немедленно готовить для них дары – драгоценные священнические облачения.

Когда святитель прибыл в ханский дворец его встречали с почестями… Он же, проследовав в покои больной, возжег у одра Тайдулы заветную благодатную свечу, после чего стал произносить молитвы. После продолжительного молебна Господу, Пресвятой Богородице и святому Петру ханша прозрела.

-6
исцеление ханши Тайдулы. Иллюстрация
исцеление ханши Тайдулы. Иллюстрация

ПОМОЩЬ СВЯТИТЕЛЯ В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ

Памятник отечественной литературы «Повесть о Куликовской битве», адресованный любознательным потомкам героев русских, повествует, как перед сражением на Куликовом поле к князю Димитрию Иоанновичу прибыли посланники от преподобного Сергия Радонежского – благочестивого молитвенника Русской Земли. Послы передали от старца следующее послание: «Да будет тебе помощником Господь Бог, и Пречистая Богородица, и святой чудотворец Петр!»

Другой литературный памятник того периода - «Сказание о Мамаевом побоище» - рассказывает, что произошло дальше: «Перед тем, как выйти навстречу безбожным татарам, великий князь Димитрий Иоаннович вошел в церковь Пресвятой Богородицы и, помолившись усердно у образа Спасителя и Пресвятой Богородицы, пришел к гробу блаженного чудотворца Петра митрополита и, сердечно к нему припадая, сказал: «О чудотворный святитель Петр, по милости Божией непрестанно творишь чудеса. И теперь настало время тебе за нас молиться общему Владыке всех, Царю и милостивому Спасителю. Ибо теперь на меня ополчились супостаты поганые и на город твой Москву готовят оружие. Тебя ведь Господь показал последующим поколениям нашим, возжег тебя нам, светлую свечу, и поставил на подсвечнике высоком светить всей земле Русской. И тебе ныне подобает о нас, грешных, молиться, чтобы не нашла на нас рука смерти, и рука грешника не погубила нас. Ты ведь страж наш твердый от вражеских нападений, ибо твоя мы паства».

Итогом этого исторического сражения, сломившего вековое иго беспощадных татар над Русью, стало следующее изречение летописца: «И такова была победа и помощь Божия, и чудеса и знамения Божией Матери, и великого чудотворца Петра, и преподобного игумена Сергия, и всех святых, и родительская молитва православных христиан, что даже там, куда не доходили христианские полки, и там лежали мертвые татары, пораженные невидимою Божией силой и Пречистой Его Матери и святых Его».

СОКРОВИЩА ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Как известно многим жителям столицы, Высоко-Петровскую обитель на улице Петровке основал именно святой чудотворец Петр, перенесший в Москву митрополичью кафедру.

Среди святынь этой обители есть чтимый образ святителя с частицей его мощей.

одна из главных святынь Высоко-Петровской обители - чтимая икона свт. Петра
одна из главных святынь Высоко-Петровской обители - чтимая икона свт. Петра

Есть в этом древнем монастыре три чудотворных образа Богородицы: Казанский, Толгский и Влахернский.

Казанский образ был написан совсем недавно – в 2000-м году, однако он прославился уже среди верующих подаваемыми через него чудотворениями:

чудотворный образ Казанской Божией Матери
чудотворный образ Казанской Божией Матери

Толгская икона – список XVIII века с первообраза в Тогской обители. Дорогие дары, украшающие лик Пречистой Девы – подношения Ей от богомольцев, просьбы которых были исполнены по молитвам перед этой иконой:

чудотворная икона Божией Матери "Толгская"
чудотворная икона Божией Матери "Толгская"

Влахернская икона создана была в 1701 году. Это одна из трех самых известных чудотворных копий первообраза IV века, пребывающего ныне в Успенском Кремлевском соборе.

чудотворная икона Влахернаская"
чудотворная икона Влахернаская"

Помимо этих святынь в Высоко-Петровской обители находятся частица Живоносного Древа Господня, реликварий с частицами мощей угодников Божиих и знаменитый Дивеевский ковчег с частицею мощей и личными вещами преподобного батюшки Серафима Саровского.

Распятие с частицею Древа Живоносного Креста Господня
Распятие с частицею Древа Живоносного Креста Господня
Дивеевский ковчег с личными вещами преподобного Серафима Саровского
Дивеевский ковчег с личными вещами преподобного Серафима Саровского

#религия #православие #эзотерика #мистика #семья