Столярное дело – особый вид творчества. Степень погружения в него может быть различной: от мастер-класса до регулярных занятий несколько раз в неделю. Очевидно, что ребенок, побывавший лишь однажды на мастер-классе или посетивший несколько уроков, будет отличаться в плане своих умений и навыков от ребят, которые ходят в столярку на протяжении нескольких лет. Однако некоторый прогресс в развитии все равно будет даже от краткого знакомства со столярным мастерством.
Итак, отвечаем на вопрос каких результатов у ребенка ждать от посещения столярной мастерской. Узнаем, сколько времени потребуется на уверенное овладение навыками работы со столярными инструментами. Стараемся понять, чему учит и развитию каких качества способствует работа по дереву. Рассказываем о детском прогрессе от уроков в столярке.
Мастер-класс
Психоэмоциональное развитие
У детей формируется ощущение «Я могу!» Они начинают чувствовать вкус к творчеству, созиданию.
Знания, умения
Ребята видят доступность творчества. Понимают, как просто приобрети всё нужное и начинать пробовать.
Изделия
Ребенок может выполнить красивую быструю поделку. Большая часть деталей для нее подготовлена заранее. Мастер помогает, чтобы получилось аккуратно и красиво.
Неделя лагеря/месяц уроков
Психоэмоциональное развитие
Дети на практике узнают:
1. "Раз и готово" — это только в кино. Для любого красивого результата нужны труд и время.
2. В жизни возможно всё! Нужно только приложить усилия. Мастер предложит интересную идею поделки или превратит задумку ребенка в реализуемый проект, поможет подобрать необходимые инструменты и материалы и довести дело до конца.
3. Есть сообщество, где тебя поймут и поддержат, с разумным балансом свобод и правил — идеальное место труда и отдыха.
Знания, умения
За 4-5 уроков ученик подержит в руках большинство инструментов. Возможно, он захочет посещать занятия регулярно и научиться владеть ими. Может быть, руки просто вспомнят этот опыт, когда понадобится.
Изделия
За несколько уроков ребенок создаст 1-3 изделия детского уровня. На выработку аккуратности и точности уходит больше времени.
От полугода уроков
Психоэмоциональное развитие
За год и более регулярных встреч в мастерской у детей улучшатся мышление, воля, чувства.
Чувства — глазомер, чувство времени, своих сил, "чувство локтя" от совместной работы с другими. У многих здесь появляются друзья.
Воля — способность переходить от идеи к исполнению и не сдаваться перед трудностями. Воля также включает умение усваивать, уважать правила места, куда пришёл, – важный социальный навык.
Мышление — способность мыслить конструктивно, реально оценивать свои способности, позволяет реализовать первый опыт проектной деятельности, представив цель, наметив этапы движения к ней.
Знания, умения
Первый опыт работы с инструментом начинает складываться в навык. Мы специально делаем упор на ручной неэлектрический инструмент. Именно регулярные упражнения, приличные усилия и время закладывают устойчивую способность осваивать новое, совершенствоваться.
Изделия
К концу первого года ребенок, в меру своих способностей и возраста, начнет приносить с уроков симпатичные поделки. Не забывайте, что он – ребенок! Например, чтобы школьнику 11-13 лет научиться самому делать табуретку, нужно 1-2 года. И сильное желание.
Стоит добавить, что все вышеизложенное является неким теоретическим обобщением, основанным на многолетней практике работы с детьми. Важно не забывать, что все дети разные, с разными характерами, интересами и способностями. Каждый из них развивается по-своему.
А ваш ребенок посещает столярную мастерскую? Как на него влияют эти занятия? Есть ли прогресс и какой?