Найти в Дзене

Чувство дома: родовое гнездо. Часть ворая

Продолжаем рассказывать о смысловых и архитектурных разделах выставки «Чувство дома», которая идет в музее до конца октября. Мы начали с главы «Родовое гнездо», и сегодня поделимся двумя заключительными историями из нее.

Село Юрт-Акбалык, Новосибирская область

До села Юрт‑Акбалык от Новосибирска ехать пару сотен километров — недалеко по меркам сибирских пространств. Черные бревенчатые избы появляются неожиданно, там живут потомки малочисленного народа чаты. Правда, чатами теперь никто себя не называет, говорят просто: или татарин, или себерак, то есть сибиряк. Татары принесли чатам ислам и арабскую письменность, а сибирская природа — опасный, но прибыльный промысел кедровых орехов. Несмотря на влияние чужой культуры, в селе продолжают сохранять уникальные черты культуры предков. Здесь говорят на диалекте, не всегда понятном даже татарам из соседнего района. А тридцать слов юрт‑акбалыкского наречия вообще не встречаются в других языках. В селе есть примета еще времен неолита — изготовление лодок‑ долбленок. Их делают из ветлы — белой ивы: выбирают, чтобы дерево было шириной в обхват рук взрослого человека, а высотой — чуть больше четырех метров. Длинной лодкой трудно управлять, а короткая перевернется.

Поселок Мозжинка, Подмосковье

Мозжинка — стародачный поселок в Подмосковье, недалеко от Звенигорода, в сосновом бору на берегу Москвы‑реки. Считается, что коттеджи — это подарок партийного руководства ученым, которые участвовали в военных проектах и помогли в борьбе с фашизмом. Строили Мозжинку пленные немцы, жители окрестностей, военные, репатрианты и вольнонаемные. В числе последних был молодой радист Владимир Давыдов. За несколько лет он прошел путь от водителя до управляющего поселком и пробыл на этой должности почти 40 лет. За свою жизнь он успел возвести в Мозжинке два дома, которые стали родовыми гнездами для его близких. В первом (старом) доме теперь живет семья его сына Александра, во втором — дочери Веры. Они продолжают достраивать и расширять новый дом, который начал возводить отец: зимний сад, мастерские, гостиная с камином и огромным деревянным столом, баня, несколько спален, мансарда. Семья, как и дом, ширится — сейчас подрастают внуки, которые обожают проводить в поселке лето. Многочисленные родственники Веры и Александра регулярно собираются в Мозжинке, празднуют каждый Новый год и отмечают дни рождения. Поселок, как и семья Давыдова, прирастал новыми зданиями (не только дачами). В 1955‑м в Мозжинке построили Дом ученых или, как говорят местные, «клуб». За пару лет до возникновения Дома ученых в гости к академику и философу Павлу Юдину приехала партийная делегация во главе с первым секретарем ЦК Никитой Хрущёвым. Дача всех не вместила, пришлось спешно организовать застолье на улице. Пошел дождь, одна из лампочек взорвалась, стол и угощения засыпало осколками. Хрущёв предложил перейти в клуб: ему сказали, что клуба нет. Первый секретарь заявил, что это несолидно. Так и появился Дом ученых: с роскошной рижской мебелью, киноконцертным залом, библиотекой, бильярдной и детской комнатой для игр. Там, помимо фестивалей и выставок, проходили общие собрания жителей Мозжинки и заседания совета поселка.