Найти тему

ПРАВИЛА для детей и взрослых.

Обычный день, еду на машине по привычному маршруту и вижу затор, машины замедляют ход, медленно подвигаясь к перекрёстку и объезжают место аварии. Две покорёженные машины, водители, сотрудники ГИБДД. Кто-то нарушил правила.

И сразу мысль о том, как много места занимают правила в нашей жизни, и как важно научиться эти правила вводить в каждой семье.

В игре КИДС есть вопрос для родителей: «Какие правила были в вашей родительской семье?»

Если человек отвечает почти сразу и называет несколько правил, значит правила были установлены и чётко и неоднократно проговорены родителями. Значит родители следили за их исполнением.
А иногда правила были как бы размыты, без чёткой формулировки и контроля за их соблюдением. Хотя, иногда наше сознание вытесняет неприятные воспоминания и стирает то, о чём мы не хотим вспоминать.

Следующий вопрос: «Какие правила существуют сейчас в вашей семье?»

Сложно ответить, ведь нам, взрослым иногда кажется, что это какие-то само собой разумеющиеся вещи и все об этом и так знают.
Но наши дети, особенно дошкольники, зачастую сталкиваются с чёткими оговоренными правилами, распространяющимися на всех абсолютно и неукоснительно соблюдающимися, только когда они приходят в детский сад.

Поэтому посещение детского сада иногда вызывает такой протест. Как же так? Дома все желания ребёнка исполнялись, ну если не сразу, то нужно громко покричать, поплакать, поваляться по полу и взрослые всё сделают: сменят мокрый подгузник, дадут попить, купят игрушку, разрешат смотреть мультики!

В детском саду дети через какое-то время понимают, что подобные способы воздействия на воспитателей не действуют, и принимают правила. Но стоит только прийти маме или бабушке, как ребёнок становиться совсем другим и демонстрирует чудеса манипуляции родителями, которые правил взаимодействия со своими детьми не установили!

Так как, и какие правила нужно устанавливать в семье для детей?
Правила должны поощрять развитие качеств ребёнка, которые ему помогут в дальнейшей жизни:

1. Порядок (аккуратность, соблюдение распорядка дня)
2. Безопасность (здоровье своё и окружающих)
3. Уважение (говорить вежливые слова)
4. Любовь (читать вечером книжку, спрашивать у близких как дела)
5. Вежливость (внимательность, просить, предлагать)
6. Самостоятельность (учиться что-то делать самому)
7. Ответственность (доводить начатое до конца, отвечать за свои поступки)
8. Развитие (интерес к окружающему миру и людям)

Главное, чтобы родитель понимал, почему для него и его ребёнка важно соблюдение именно этого правила.

1. Правил должно быть не много, чтобы ребёнок к ним успевал привыкнуть.

2. Постепенность
Любое правило – это привычка.
Сегодня сказать «спасибо», завтра сказать.
Берем одно правило – одну привычку и внедряем его постепенно.
К следующей привычке-правилу переходим только после закрепления предыдущего правила-привычки.
Ребенку важно не только сказать, что вот такие правила существуют в нашей семье, важно дать ему время внедрить это правило и привычку.

3. Необходимо поддерживать ребенка.
Если это новое правило или новая привычка мы подкрепляем успешные действия ребенка похвалой (устно, наклейки на экране успеха и т.д.).

4. Правила обсуждаются в дружественной обстановке со всеми членами семьи.
Установка правил без обвинений и упреков. Не потому, что ты плохо себя ведёшь, а чтобы всем было хорошо и комфортно. Спрашиваем мнение ребенка, тогда уменьшится сопротивление при усвоении правил.

6. Учитываем интересы всех членов семьи.
Вместо ограничений – создайте безопасные условия. Например, «бегать по лужам можно, но в резиновых сапогах». Можно разливать воду, но только в ванной комнате.

6. Правило должно быть четким.
Без сложных, непонятных, нечетких формулировок. Правильно: «Можно смотреть 2 мультика по 10 минут в день».

7. Позитивные формулировки.
Неправильно: «Если ты не соберешь игрушки, к бабушке не поедем».
Правильно: «Поедем к бабушке, если ты уберешь игрушки».

8. Правила на видном месте.
Еще лучше, если их нарисовал сам ребенок и прикрепил на видное место.
Дети все забывают и им нужно много повторений, это нормально. На видном месте он постоянно будет встречаться с правилом и закрепит его быстрее.
Еще лучше, если правило для ванной – будет висеть в ванной.

9. Санкции необходимы.
Это не про наказание ребенка, а про лишение того, что ребенок мог получить, но не получил, так как не соблюдал правила.

10. Правила для всех.
Если есть правило «Кушаем на кухне», то и мама/папа кушает только на кухне.
Важно, чтобы правила соблюдали абсолютно все – и бабушки, и дедушки, и другие родственники.
Есть исключение, ребенок ложится спать в 21.00, родители в 23.00. Об этом сразу нужно проговорить и объяснить почему.

Когда правила соблюдаются всеми членами семьи, ребёнку легко будет к ним привыкнуть и понять, что это справедливо и здорово.
Ведь мы готовим его к жизни в социуме, а вся жизнь нашего общества регламентирована сотнями правил. И несоблюдение их иногда опасно для жизни ребёнка и окружающих. Ну как с правилами дорожного движения!

Как правильно следить за соблюдением правил ребёнком, как поощрять и какие санкции вводить в случае их несоблюдения – обо всём этом в следующем посте.