Найти в Дзене

«Приказано выжить»: достойное, но печальное продолжение истории Штирлица

В 1982 году советский писатель Юлиан Семенов написал продолжение своего знаменитого романа «Семнадцать мгновений весны», сюжет которого известен массовому читателю по знаменитой одноименной экранизации, осуществленной Татьяной Лиозновой. Новое произведение получилось столь же захватывающим и драматичным, но – к сожалению – менее оптимистичным. Семенов вернулся к своей излюбленной теме закулисных подковерных интриг в среде нацистского руководства. Как и в предыдущем романе шеф Штирлица Шелленберг пытается вступить в секретные переговоры с западными союзниками. Мюллер тоже плетет свою интригу: его цель – внести разлад между Западом и Советским Союзом и, сыграв на их противоречиях, добиться выгодных условий капитуляции. Расстановка сил в романе «Приказано выжить» получилась примерно такой же, как и в «Семнадцати мгновениях весны». Но если в последнем произведении Штирлиц держал почти все нити интриги в своих руках, то в новой книге он с трудом ориентировался в обстановке. Его силы – как

В 1982 году советский писатель Юлиан Семенов написал продолжение своего знаменитого романа «Семнадцать мгновений весны», сюжет которого известен массовому читателю по знаменитой одноименной экранизации, осуществленной Татьяной Лиозновой. Новое произведение получилось столь же захватывающим и драматичным, но – к сожалению – менее оптимистичным. Семенов вернулся к своей излюбленной теме закулисных подковерных интриг в среде нацистского руководства. Как и в предыдущем романе шеф Штирлица Шелленберг пытается вступить в секретные переговоры с западными союзниками. Мюллер тоже плетет свою интригу: его цель – внести разлад между Западом и Советским Союзом и, сыграв на их противоречиях, добиться выгодных условий капитуляции.

Расстановка сил в романе «Приказано выжить» получилась примерно такой же, как и в «Семнадцати мгновениях весны». Но если в последнем произведении Штирлиц держал почти все нити интриги в своих руках, то в новой книге он с трудом ориентировался в обстановке. Его силы – как физические, так и психологические – были на исходе, о чем он сообщил в советский центр. Тем не менее, Штирлиц не разочаровал читателя: он по-прежнему спокоен, сдержан и морально силен. И главное – он по-прежнему выходит победителем из психологических столкновений со своим главным врагом – Мюллером, который все-таки его раскусил и даже научился читать его зашифрованные телеграммы.

Пожалуй, самый сильный момент романа – сцена допроса Штирлица Мюллером. Последний требовал от него исчерпывающих признаний и грозил пытками, но герой не сдался. Он не сдал своих даже под действием расслабляющей мозг инъекции. Герой призвал на помощь всю силу воли и в полуобморочном состоянии держал мозг под контролем. Штирлица спасло взятие Берлина советскими войсками. Во время штурма Мюллер бежал, а главный герой сумел выбраться из разбитой бомбами тюрьмы.

Финал романа – открытый. По нелепой случайности Штирлица подстрелил советский солдат, который принял его за немца, и его спасли и выходили те нацисты, которые сумели сбежать из Берлина. В конце книги американский агент пытается завербовать героя, который с трудом возвращался к жизни. Подобная развязка кажется совсем грустной по сравнению с концовкой «Семнадцати мгновений весны». Тогда Штирлиц хоть сохранил связь с центром, а в новом романе он потерял контакты с Родиной.