Совсем рядом с нами живет загадочный и самобытный народ мари, который смог сквозь века пронести и бережно сохранить культурные особенности и традиции своего народа.
В прошлой статье мы немного познакомились с историей этого народа, теперь пришло время поговорить о национальной культуре марийцев, их обрядах, праздниках и быте.
Связанные одним полотенцем
Наиболее полно древние уникальные традиции сохранились в свадебных и погребальных обрядах. В отличие от соседних тюркских народов, марийская молодежь всегда свободно общалась друг с другом, гуляла, знакомилась, дружила. Но одно дело посиделки под луной, а другое — создание семьи. Процесс этот ответственный, и поэтому несмышленой молодежи не доверяли право выбора второй половинки. Занимались этим всегда родители. Причем, исстари сложилось так, что если юношей женили рано — в 15–16 лет, то родители невест расставаться с помощницей по дому не спешили. Поэтому марийки часто оказывались старше своих суженых лет на пять, а то и больше.
Свадебный обряд начинался со смотрин, во время которых родители жениха и невесты согласовывали все детали будущего союза и назначали дату сватовства. Участие молодых тут было необязательным. А вот в сватовстве, которое проходило в доме невесты, принимали участие уже все. Отец девушки ставил на стол свежеиспеченный каравай и блюдечко с топленым маслом. Отломленный кусок хлеба обмакивали в масло и по цепочке передавали его друг другу. Каждый укусивший как бы подтверждал твердость своих намерений. А заканчивалось сватовство тем, что жених вносил символическую плату "за молоко" будущей теще. С этого момента дороги назад уже не было, и отозвать согласие на сватовство было невозможно.
Помимо сватовства и смотрин самой свадьбе предшествовал и еще один обряд — пунчал. Это была своеобразная презентация невесты всему селу. В этот день в дом к ней приглашались все желающие односельчане, и будущий супруг вместе со сватами на все лады расхваливал свою избранницу и всех ее родственников.
И вот сама свадьба. В этот день жених на праздничном обозе приезжал к дому невесты, везя с собой всевозможные хмельные напитки в качестве выкупа. Гостей встречали хлебом, солью и медом. После небольшого застолья молодые отправлялись на благословение к карту — главному жрецу, посреднику между людьми и священной природой. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены. Этот хлыст потом оставался в семье на всю жизнь. После совершения таинства процессия ехала домой к жениху. Причем, новобрачных садили на телегу спинами друг к другу и связывали руки полотенцем, что символизировало крепкую связь до конца дней.
Развод на виду у всех
После свадьбы для девушки начиналась жизнь в доме мужа. Семьи у марийцев были большие, зачастую вместе жили братья с женами и детьми, старшие и последующие поколения. Вела домашнее хозяйство старшая женщина. Она раздавала дочерям, невесткам и внукам поручения и следила за материальным благополучием. Что интересно, хоть уклад в семье марийцев был патриархальный, но в случае смерти старшего мужчины во главе семьи всегда вставала его жена.
Дети у мари считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Белого бога, поэтому марийцы рожали много и часто. Воспитанием в семье традиционно занимались матери. Ребятишек с детства приучали к труду, особо не баловали, но и никогда не обижали, а о порках и речи не было.
Но жизнь есть жизнь, бывало такое, что и семейная лодка разбивалась о подводные камни совместного быта и несовпадения характеров. Однако развестись жене с мужем было весьма непросто. Чтобы разорвать брак, семье нужно было получить согласие старейшин — шести выборных представителей общины. При этом сам развод сопровождался общественным порицанием и даже осмеянием. Как и в случае свадьбы, супругов привязывали спинами друг к другу на лобном месте до момента оглашения решения старейшин. А женщине, решившей уйти от мужа еще и обрезали косы. Неудивительно, что разводы у мари встречались крайне редко.
Изгнание духов
Жизнь в марийской деревне в целом ничем не отличалась от славянской. Только вот мари традиционно делали упор не на животноводстве, а на земледелии — пахали поля, садили огороды. Скотину дома держали, но не много, отдавая предпочтение птице и одной корове. А вот козы и свиньи у марийцев считались нечистыми животными, притягивающими к себе злых духов.
Кстати, для избавления от них в начале мая мари традиционно проводили обряд Сурем ужо. Вначале участвующие в нем жители собирались на одном конце деревни, разводили костер и прыгали через него, проводя обряд самоочищения. Затем делегация отправлялась в путь по главной улице с шумом, криками и звоном колокольчиков заглядывая в каждый дом. Заканчивался ход на другом конце деревни, где снова разжигался костер, ставились котелки и в них варилось щедрое угощение. Часть еды съедалась, а основная — закапывалась. Так марийцы преподносили дар добрым духам земли. Длился Сурем ужо, как правило, до самого утра.
Путешествие по загробному миру
Но наиболее полно древние традиции марийцев сохранились в похоронных обрядах. Смерть в представлении мари – это дух Азырен, который взрослым "резал горло ножом", а детей "придавливал половой доской". Поэтому после смерти человека в доме тут же наливали чашу чистой воды и вешали полотенце, дабы Азырен "ополоснул в воде нож и вытер его".
Раньше у марийцев существовал обычай хоронить мертвых в зимней одежде в любое время года, но потом он под влиянием славянской культуры трансформировался, хотя и не исчез до конца. Дело в том, что загробный мир в представлении мари подобен земному, но по нему душа покойного сначала должна пройти. Поэтому в гроб клали длинные льняные полотенца (чтобы можно было спуститься в царство мертвых), ветки шиповника (чтобы отгонять собак и змей, стерегущих загробный мир), скопленные за жизнь отрезанные ногти (чтобы цепляться за скалы и уступы по пути).
Само погребение ничем не отличалось от традиционного славянского, только вот на могильном холмике вместо креста марийцы ставили (а некоторые и продолжают ставить) деревянный шест, украшенный повязанными полотенцами, который венчает двускатное навершие.
Интересен и необычен обряд поминок. Их мари проводят на 3-й, 7-й и 40-й дни. Самый торжественный — сороковой. В этот день близкий к покойному человек облачается в его одежды и садится во главе стола. Все его как бы принимают за умершего, обращаются по имени почившего, задают вопросы о жизни на том свете, сообщают новости и передают приветы умершим ранее родственникам.
После поминок происходит главное действие. Родственники провожают "ряженого" до дороги, ведущей прочь от села. Здесь процессия останавливается, "покойник" выливает взятое с собой вино, разбивает бутылку и идет в одиночестве вперед, отсчитывая 40 шагов. В конечной точке делает три поклона и идет обратно к собравшимся спиной вперед. На этом процесс правильного поминовения усопшего заканчивается и родственники могут считать свой долг перед ним выполненным до конца.
Вот такие обряды существуют у древнего, уникального, загадочного и очень самобытного марийского народа. Конечно, под влиянием христианства, а позднее советских культурно-бытовых преобразований, многие древние элементы исчезли из быта и жизни современных мари, но народ все равно бережно хранит свои традиции, сберегая и передавая их из поколения в поколение.
Первая часть статьи о марийском народе 👇:
(Статья подготовлена по материалам сайтов: nazaccent.ru; udmddn.ru; posredi.ru; culture.ru)
P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.