Найти тему
Логопед Анна Полякова

Почему так важно научить читать не говорящего ребенка

Навык чтения один из наиболее важных аспектов в реабилитации особых детей. Почему же так важно обучить не говорящего ребенка читать как можно раньше.

Источник  freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

1 Навык чтения помогает мозгу преодолеть возникающие у него неврологические нарушения. Он как палочка- выручалочка на которую ребенок может опереться в освоении столь важной для него функции. Чтение звука подкреплено его зрительной визуальной картинкой. Детям с моторными проблемами, испытывающим трудности в использовании речевого аппарата для произношения звука, необходима визуальная поддержка. Позднее у таких малышей складывается вариант нормы, когда с листа ребенок читает чисто и красиво, а вот без него произвольная речь звучит куда хуже.

Так же данный навык помогает сенсорным детям, испытывающих большие проблемы в распознавании слышимых звуков. Дополнительная визуализация, словно ориентир помогает подключить новые зоны мозговой коры, отвечающие за чтение, что дает возможность правильно сформировать фразу и мысль.

2 Психические задержки, так же часто формируются из-за отсутствия возможности говорить. Не секрет, что классическая умственная отсталость формируется из расчета задержки речевого и психического развития на 2 года. Отсюда то самое пресловутое правило, если в 5 лет речи все еще нет, то о ней уже остается только мечтать и надеяться на чудо, а если она и появится, то вывести ее на норму станет практически непосильной задачей. Поэтому так важно к данному возрасту обучить ребенка если не устной, то хотя бы письменной речью с возможностью излагать свои мысли. Особенно актуален этот момент для мам детей с сильными параличами и сохранным интеллектом, рискующим приобрести вторичные задержки в связи с тем, что их ребенок был лишен возможности говорить.

Как и когда начинать детей учить читать вопрос индивидуальный. Здоровых малышей обычно, начинают обучать данным навыкам к 5 годам. Есть мамы, что вообще предпочитают до 7 лет не нагружать своих чад навыками чтения и арифметики, дабы развить в них творческий потенциал. Все это вполне обоснованно и имеет место быть, если ребенок прекрасно разговаривает. Дать такому малышу возможность развить устный навык, очень даже мудрый ход, имеющие множество положительных аспектов. Совсем иное дело если с произвольной речью у ребенка большие проблемы, а альтернативные варианты родители вкладывать в него не спешат, боясь, что они затормозят тот самый ожидаемый устный навык.

По сути, весь этот механизм начинает работать с точностью наоборот. Вместо того чтобы попытаться вытянуть речь чтением, родители загоняют психику ребенка сначала в задержки, а затем и в полноценную умственную отсталость.

В год ребенка нужно научить показывать пальцем предметы на картинки в книжке или части тела, это наиважнейший навык. К двум ребенок вполне способен освоить азбуку, отработав все буквы тем же самым способом показывая. К трем можно начинать пытаться соединять из в слоги и слова. Отработка произношения на слоговой таблице отличный вариант для дизартриков и малышей с моторной алалией испытывающих трудности в работе речевых органов в процессе активной речи. Не стоит думать, что раз он больной, и говорит не научился, то такие премудрости точно не освоит. Наши дети имеют свой ряд ограничений, наложенных их недугом, но он распространяется совершенно не на все области развития, найти не поврежденную сферу и развить через нее поврежденную, главная задача восстановления.

Есть альтернативные варианты обучения чтению. Процесс глобального чтения, когда ребенок запоминает слова целиком и уже целиком читает их в тексте. Данный метод был разработан для лежачих и не говорящих детей с дцп, и получил достаточно развитый отклик и поддержку. Сейчас по нему продают наборы умница, с детскими потешками, разобранными на слова, из которых можно собрать текст.

Третий вариант использования кубиков Зайцева. Это набор кубиков из картона, внутри звонких звуков лежит колокольчик, глухих шуршащий материал. Тем самым вместе с обучением чтению ребенок оттачивает и фонетический разбор слова. Моему ребенку данная схема так же не очень зашла, ему было проще освоить фонетику по обычным таблицам для 1 го класса. Какие методики обучения чтению использовали Вы и как они помогли в развитии вашего ребенка?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.