- «Есть ли в канонах или уставах Церкви что-нибудь об освящении коня или другого животного (ишака, верблюда, например) как средства передвижения. Можно ли освятить коня по чину освящения колесницы или, может, есть другие чины? Или же наоборот — запреты на данное мероприятие?»
Проиллюстрирован вопрос фотографией красивого коня и батюшка с кропилом и крестом возле этого коня стоит, кропит его святой водичкой. Всех сельских священников приглашают освятить хозяйство, в том числе и коров, и свиней, и всякую живность. Почему бы не пройтись и не окропить святой водичкой их всех? «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150:6). В конце концов, все эти твари — творения Божии. Милость Божия на всякую тварь, не только на людей. А если болеет скотина, то тоже просят окропить водой. И в требнике есть чины, когда моровая язва нападает, и падеж скота идет. Священник читает молитвы и просит, чтобы Господь помиловал не только людей, но и скотину. Есть такие чины в требнике. И святую воду люди дают пить, а почему нет? В конце концов, животные — это тварь безгрешная, это творение рук Божьих, они святые даже, в каком-то смысле слова. Это мы грешные, а они-то нет.
Вы спрашиваете, можно ли освятить коня по чину колесницы? Есть большая разница между телегой и конем. Разница эта заключается в том, что конь — творение рук Божьих, а телега — творение рук человеческих. Поэтому на телеге есть печать нашего несовершенства, а на коне есть печать Божьей святости. Относиться к скотинке нужно соответствующим образом. Окропить святой водичкой — почему бы и нет. Но освящать коня по чину колесницы, мне кажется, очень глупо. Это не колесница, это конь.
Милость Божия над каждой тварью: и над конем, и над коровкой, и над поросенком, и над диким зверем, над медведем каким-нибудь в лесах. Видели иконы Серафима Саровского, когда к нему медведь приходил? Или Сергия Радонежского с тем же медведем? Или со львом святых изображают. Они приручали диких зверей. Нормально. Это твари безгрешные.
Они страдают по нашим грехам, потому что человек — это венец творения. Мы соединяем в себе мир материальный, в котором есть земля, воздух, животные, и мир духовный, в котором есть Господь Бог и ангелы. Мы как бы промежуточное соединительное звено. А если мы сломаны, то весь мир страдает от нас, из-за нас, через нас. И вот эти животные тоже через нас страдают. Мы грешим, а они страдают. Почему бы нам милость им не оказать? Святой водичкой их окропить, что в этом плохого? Ничего. Но освящать коня по чину колесницы — это глупость.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.