Найти в Дзене
А101 Лёрнити

Как справиться с экранной зависимостью самому и помочь ребёнку?

Если вы думаете, что на вопрос «Как справиться с экранной зависимостью?» ответ «Никак», то будете не правы. Мы спросили автора и ведущую нового курса Лёрнити Лилию Пушкову, как планируем избавляться, если в телефоне и ноуте теперь вся наша жизнь.

– Как появился этот курс?

– На всех программах для родителей, которые я вела весной и летом, постоянно возникали вопросы про зависимость от гаджетов. От каждого семинара на любую тему мы отъедали кусок времени, чтобы поговорить про способы, которые помогли бы справиться с экранной зависимостью. Дома постоянно возникают скандалы по этому поводу, а отправляя ребёнка на улицу, видишь, что и там он залип в телефоне.

Стало понятно, что нужно делать отдельный курс, причём не просто информационный, где мы выпишем рецепт «как сделать, чтобы ребёнок не зависал в гаджетах». В каждой семье разные отношения с гаджетами, в том числе у самих родителей.

Новый курс информационный лишь отчасти, и этой информацией мы поделимся на вебинарах. А вот на очных встречах повернём в исследовательское русло и будем говорить про ситуации в каждой конкретной семье, потому что универсальных рецептов нет. Вернее, они, может быть, и есть, но их всё равно нужно адаптировать к конкретной ситуации, потому что наша основная задача не только оттащить ребёнка от гаджета, но и сохранить с ним отношения.

-2

– То есть на очных занятиях мы будем работать с теми вопросами, которые будут задавать пришедшие на курс родители?

– Да, мы будем работать с родительскими кейсами и будем пробовать на себе кое-какие штуки, чтобы самим понять «а как это работает».

Скажу честно, первое, что я беру в руки с утра, и последнее, что откладываю вечером, – это телефон. Но я знаю, как управлять этим, знаю способы, как поступать, чтобы это не мешало мне жить и общаться с окружающими.

Понятно, что мы сохраняем гаджеты в нашей жизни, они необходимы, но наша задача – выработать иммунитет, который не позволит гаджетам завладеть нашей жизнью.

Подобные курсы сейчас начинают появляться, но в основном проходят онлайн. Этого недостаточно, потому что на очных курсах вы получите много поддержки и всесторонний взгляд на вашу личную ситуацию.

– Мы сами признаём, что зависаем в телефонах и компьютерах просто так, проще говоря, тупим…

– Безусловно, история про то, что мы сейчас расскажем ребёнку, как жить счастливой жизнью а сами будем делать что-то противоположное, обычно не работает. Наверно, процентов на 90 дети учатся с нашего примера, а не с наших слов. Гораздо более действенно, если вся семья начинает что-то делать вместе.

Если в семье маленький ребёнок, то его гораздо проще включить. Ему можно сказать «а давай будем делать так, давай мы будем друг другу помогать».

С подростком вот так сразу не выйдет, но вы уже можете начать говорить про это в семье, устраивать себе дни или часы детокса от гаджетов, и вскоре поймёте, что вдруг смогли сделать дела, которые ранее откладывали.

-3

– Правильно ли я понимаю, что на такой курс родителям хорошо бы прийти вдвоём?

– Да!

Любую позицию ребёнку лучше транслировать совместно и на своём живом примере. Но если один из родителей все-таки занят своим, это не значит, что второй не может объединиться с ребёнком, чтобы исследовать то, что интересно им. Но понятно, что если папа и мама поддерживают друг друга, это очень помогает.

– Получится ли объяснить ребёнку, что мы умеем использовать компьютер как инструмент, а не как средство для пустого времяпрепровождения? Что мы грамотно пользуемся поиском, приложениями для сервиса, обучения, то есть ставим технологии на службу нашей жизни, а не наоборот?

– Естественно! Более того, наша задача – научить ребёнка использовать эти ресурсы. Мы живём в такое время, когда, с одной стороны, информацию найти проще, с другой – этому надо учить целенаправленно. Учить различать достоверную и недостоверную информацию, разъяснять, на что мы опираемся при оценке этой достоверности. Мы разговариваем и об этом.

В 20 и 21 веке появилось очень много всего очень полезного и потенциально очень опасного одновременно – электричество, автомобили. Всем этим пользуемся в соответствии с каким-то правилами и научились пользоваться с пользой для себя.

В случае с интернетом мы тоже стоим перед задачей научиться им пользоваться так, чтобы это приносило пользу, а не вред.

-4

Это курс для родителей детей совершенно разного возраста?

– Совершенно верно. На курсе мы поговорим о том, в каком возрасте зависимость возникает легче, по какой причине она возникает в разном возрасте (хотя правда в том, что пока человек незрелый, она возникает в любом возрасте).

Дошкольникам вообще не рекомендуется пользоваться гаджетами. Поэтому здесь часть контроля мы все-таки берём на себя. Те, кто постарше, учатся управлять зависимостью самостоятельно.

Курс «Как справиться с экранной зависимостью самому и помочь ребёнку» стартует в Лёрнити со 2 ноября.