Мне часто задают студенты вопрос, какие книги следует прочитать, чтобы сформировать эстетический вкус и стать образованным человеком. Наверное, у каждого ответ на этот вопрос свой. Есть школьный «золотой список», есть обязательная литература для сдачи экзамена, есть семейный опыт чтения, который передается из поколения в поколение. Для меня авторитетным суждением в студенческие годы стало эссе-интервью И. Бродского.
«Если после прочтения любого из них вы оставите книгу прозы, снятую с полки, вашей вины в этом не будет. Если вы продолжите читать ее, это будет говорить в пользу ее автора; это будет означать, что у автора действительно есть что добавить к правде о нашем существовании, как она была известна этим немногим только что названным поэтам; это докажет, по крайней мере, что данный автор не избыточен, что его язык имеет независимую энергию или изящество».
Получается, что только от нас зависит выбор книги, но ведь У. Эко призывал нас к тому, что необходимо развивать вкус к литературе, формировать навык «образцового» читателя. Как научиться отличать хорошую книгу от плохой? Да и есть ли плохие книги? «Для того чтобы стать умным, достаточно прочитать десять книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи», — и действительно, с этой истиной не поспоришь.
Значит, необходима система чтения, ведь мы читаем книги не ради самого процесса (ходя для немногих людей это одно из удовольствий), мы читаем, чтобы познавать мир и себя.
И вот первое наставление И. Бродского для меня, которое сформировало мой читательский вкус:
«Чтобы развить хороший вкус в литературе, надо читать поэзию. Если вы думаете, что я говорю это из приверженности цеху, что я пытаюсь продвинуть интересы собственной гильдии, вы ошибаетесь: я не член профсоюза. Дело в том, что, будучи высшей формой человеческой речи, поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсированный способ передачи человеческого опыта; она также предлагает наивысшие из возможных стандарты для любого лингвистического действия — особенно на бумаге. Чем больше мы читаем поэзию, тем менее терпимы мы становимся к многословию любого вида, будь то в политической или философской речи, в истории, общественных науках или художественной литературе. Хороший стиль в прозе — всегда заложник точности, ускорения и лаконичной интенсивности поэтической речи. <...> Пожалуйста, поймите меня правильно: я не пытаюсь развенчать прозу. Истина состоит в том, что по стечению обстоятельств поэзия просто оказалась старше прозы и таким образом покрыла большее расстояние. Литература началась с поэзии, с песни кочевника, которая предшествует писанине оседлости».
И. Бродский призывал читать книги на родном языке или на языке оригинала (если вы им владеете свободно). Язык русской классической литературы формирует навык хорошего и грамотного речевого поведения.
Бродский много читал. Поэтому его удивляло, что студенты, изучающие литературу, не могут похвастаться тем же. Несмотря на отсутствие специального образования, поэт получил приглашение преподавать в пяти американских колледжах. Занятия он проводил необычно: не было никаких лекций и семинаров. Он беседовал со своими студентами и рассказывал о любимых писателях. В один из дней Бродский сел за печатную машинку и составил перечень книг, которые должен прочесть каждый. Конечно, это вовсе не значит, что список обязателен для каждого. Этот неполный список свидетельствует о масштабности предпочтений поэта, его осведомленности в области культуры и философии.
- Махабхарата
- Жизнь двенадцати Цезарей
- Эпос о Гильгамеше
- Фома Аквинский. «Сумма теологии»
- Избранные произведения Мартина Лютера
- Песнь о Роланде
- Сочинения Рене Декарта
- Беовульф
- "Левиафан" Томас Гоббс
- "Мысли" Блез Паскаль
- Письма Гая Плиния Младшего
- "Потерянный рай" Джон Мильтон
- "Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Лоренс Стерн
- "Критика чистого разума" Эммануил Кант
- "Страх и трепет" Серен Кьеркегор
- Стихотворения Джона Донна
- "Итальянское путешествие" Иоганн Вольфганг фон Гете
- "Пармская обитель" Стендаль
- "Второй трактат о правлении" Джон Локк
- "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адам Смит
- "Масса и власть" Элмас Канетти
- "Государь" Никколо Макиавелли
- Гомер. «Илиада», «Одиссея»
- "Путешествие Гулливера" Джонатан Свифт
Многие, кто знакомится с этим списком, задаются вопросом, почему в нем нет русских писателей. Ответ прост: свою родную литературу нужно читать всю жизнь, заново возвращаясь к «Войне и миру» или к «Братьям Карамазовым», чтобы понять себя. Ведь «Человек — продукт своего чтения», — так говорил поэт, драматург и лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ