Найти тему
Простые люди - Сибирь

Переправа - переправа, берег левый, берег правый...

Посёлок у нас маленький, но такой хороший и родной! Живём мы, можно без преувеличения сказать, в самой настоящей глуши. В этом нет ничего необычного, огромное количество таких посёлков, сёл и деревень находятся у чёрта на куличках, и в них живут люди. Города-то не резиновые, всем россиянам в городах не разместиться.)))

Всё у нас замечательно, только вот живём мы на правом берегу Енисея, а районный центр город Енисейск, и краевой центр Красноярск находятся на левом берегу.

Наш паром. Фото www.e-river.ru
Наш паром. Фото www.e-river.ru

Наши жители часто едут в Енисейск в больницу, у нас всего 4 врача. В Енисейске тоже поликлиника не полностью укомплектована врачами, и приходится ехать в Красноярск.

Да и так: то за справками, то в соцзащиту, то к нотариусу, мало ли какая нужда гонит нас в город.

Летом, когда ходит муниципальный паром, хорошо, а вот осенью... Бесплатный паром уходит 10 ноября. Остаётся паром нашего градообразующего предприятия ремонтно-эксплуатационной базы флота.

Он платный,  работает до последнего, пока ледовая кромка не подойдёт вплотную к посёлку и не забьет льдом затон. Тогда все машины, идущие на правый берег, на нашем пароме. Только он может работать в таких экстремальных условиях.

Проезд на пароме в это время дорогой, легковая машина порядка 500 рублей в одну сторону. Большие грузовые машины - тысячи, в зависимости от габаритов, точно не знаю, но много.

Такие цены, потому что на буксировке парома задействованы два больших теплохода, и маленький катер-ледокол, который разбивает льдины у берега, обеспечивая подход парома к берегу. Машин очень, очень много.

Народ без особой нужды не переезжает, а если сильно надо, то дешевле и проще на автобусе.

Я в позапрошлом году поехала в больницу на автобусе. В город приехала, а назад никак! Паром сломался, намотал буксир на вал. Мороз -37 градусов. Экипаж своими силами ничего сделать не смог.

Для оставшихся на той стороне людей на другой день выделили вертолёт. Это потому что возникла экстремальная ситуация, а так, пока паром ходит вертолёт не летает. У кого было достаточно денег и паспорт с собой, улетели. Остальные двое суток ждали, кто где.

На вертолёте лететь семь минут, билет около тысячи рублей. Зашла я в этот вертолёт, а там бензином пахнет, дует из всех щелей. Какие-то люди летели с венками на похороны, такой страх напал, думаю, только бы живой долететь.))) Слава Богу, долетели! Вертолётчики молодые парни, пожелала им долетать благополучно до пенсии.

Много машин осталось на том берегу. Люди жили в машинах. Пострадали предприниматели на машинах с продуктами, фрукты-овощи подморозились.

Через два дня паром продолжил свою нелёгкую работу. Правда, для того, чтобы освободить вал от намотанного буксира вызывали водолазов из Красноярска. Сначала приехали не те водолазы. Они оказались не способны работать при таких низких температурах. Позже, приехали те кто может погружаться в ледяную воду.

Все отлично понимают, как тяжело в это время года работать на паромной переправе. Паромщики у нас люди уважаемые.

Когда затон забивает льдом наш паром встаёт на зимний отстой.

Начинает лететь вертолёт, народу тьма, едут вахтовики в Северо-Енисейск. Все улететь не могу при всём желании, у кассы битва за билеты. Хорошо, если Енисей сразу встанет, но такое бывает редко, только встанет - оттепель или ГЭС воду даст, ледовая кромка уходит вниз по течению реки и мы опять ждём...

Река только встанет, лёд ещё толком не схватился, но люди идут по льду, между торосами( высокими льдинами). У берегов выступает вода, кидают доски. Начинают ходить вездеходы "Бураны", которые перевозят продукты в магазины и людей, естественно, не официально. К "Буранам" для этих целей прицепляют металлическую площадку ( пену). На ней и перевозят. Людей человек по пять, накрывают от ветра брезентом или ещё чем. Стоимость такого проезда 500 рублей в прошлом году была. Калым и радость у буранщиков.

И такая свистопляска может продолжаться долго.

Потом делают ледовые дороги (сначала частник платную, чуть позже администрация района муниципальную), и мы счастливы месяца два- два с половиной.)))

В прошлую зиму на частной дороге утонула грузовая машина, погиб водитель из Енисейска. Машину подняли, водителя не нашли.

Наша ледовая дорога. Фото автора.
Наша ледовая дорога. Фото автора.

Есть ещё весеннее бездорожье, но оно коротенькое, неделька или две. Енисей пройдёт и опять выходит паром, так и живём.

Паром может ходить у нас до нового года и дольше. Всё зависит от погоды. Я недавно записалась на МРТ в Красноярск. Очередь моя подойдёт 12 декабря. Если паром будет ходить поеду, если не будет... Может повезёт! )))

Я живу в посёлке почти 60 лет и всё это время все власти, начиная с советской и, заканчивая нынешней, обещали построить мост.

Мост наконец-то строят в Высокогорске, обещают открыть к концу 2023 года. Это немного далековато от нас, но всё равно хорошо! Ждём!