Несмотря на то, что сейчас мы обсуждаем сабостроение, хотелось бы написать пару постов про 2 стороны непримиримых соперников - аудиофилов и измеряльщиков. Их баттлы занимают немалую долю пространства звукового интернета, у каждого своя правда, и каждый лагерь считает противников бестолковыми и вообще недостойными топтать своими ногами эту планету.
Как всегда в спорных ситуациях, попробую размотать тему со своей колокольни. Мне кажется, что я могу судить об этом объективно, ибо достаточно циничен, чтобы не вестись на откровенную чушь, так как 20 лет работаю в теме звука, а с музыкой связан вообще с 1 класса школы.
Так же за спиной музыкалка и несколько лет рок-группы. Парочка записанных для себя альбомов, еще на кассетах, работа судьей в автозвуке и даже некоторые успехи в соревнованиях по SQ. Ну и техническое образование тоже помогает.
Возможно эта пара статей когда-нибудь станет вступлением к моей книге про автозвук. А пока давайте попробуем порассуждать.
Что нам говорят аудиофилы? Все влияет на звук, абсолютно. Что нам говорят измеряльщики? Что нельзя измерить, того и не слышно. Где истина? Как всегда, где-то посередине.
Как измерить красоту? Чувства? Предчувствия? Нет, я сейчас не об уровне нейромедиаторов, которые выделяются у нас в организме. Их-то как раз измерить легко. Я о причинах, вызывающих те или иные эмоции, как их измерить? Это вопрос к измеряльщикам. Как вы понимаете, вопрос останется без ответа.
С другой стороны, аудиофилы нередко загоняют такое, что никуда не пришьешь. Я много раз видел совершенно безумные тесты. Например, силовых проводов в домашней акустике. На полном серьезе. От розетки к усилителю. Разные производители, "золотая длина", ну и все в таком духе. Желающие могут легко наяндексить вагон такого.
Странно, что никак не учитывалось, какая проводка в самом доме, какие модели трансформаторов стоят в цепи, какие провода в высоковольтной линии... ну и далее, вплоть до генерирующей станции. Так можно дойти до того, что слушать как звучит ГЭС и АЭС. Выглядит смешно, но это прям логично, с точки зрения тру аудиофила.
Кстати, в автозвуке я не буду смеяться над тестами силовых проводов в применении к звуку. почему? Потому что у нас крайне ограниченное питание, и наша задача передать энергию на усилитель, в том числе и пики потребления. И тут важны не только сами провода, но и вся силовая часть. Неспроста сейчас многие SQ-шники ставят Титанат. А раньше даже 2-вольтовые банки ставили. Мощное стабильное питание - залог хорошего звука, потому что усилитель раскрывается на максимум.
А вот касаемо теста других проводов, акустических и межблочных, спорить не надо и смеяться тут не с чего. Ибо это то, что напрямую влияет на звук, как бы не пытались измеряльщики говорить что "это же просто медь, она везде одинаковая".
Нет, не везде, и нет, не одинаковая. Я об этом аргументированно рассказывал когда мы говорили про силовые провода. В том числе и на примере ГОСТа, который не про сечение. Не буду повторяться, листайте ленту, там все есть.
Отмечу лишь, что каждый провод имеет не только сопротивление, но и емкость. И много других параметров. А еще вокруг провода есть электромагнитное поле, и навивка провода определенным образом так же влияет на передачу им сигналов. Так что измеряльщики могут тут не спорить, провода действительно влияют, и очень сильно.
Да, тут есть изрядная доля маразма, и измеряльщики могут накидать массу слепых тестов, где знаменитые слухачи садились в лужу, не поняв, где что звучит. Есть такое, увы. И именно такие примеры дают им почву для высмеивания аудиофилов.
Так и запишем - не все тесты одинаково полезны. Лично мне не доводилось слушать провода, стоимостью хотя бы баксов 200/м. Не говоря уже о всяких мегасуперпупер проводах, ценой в тысячи долларов за метр. Так что говорить уверенно, что они прям огонь, я не могу. Но и что они НЕ огонь - тоже.
Однако тут есть другой важный момент - а на чем слушать? На каком аппарате и на какой музыке?
Это как смотреть видео 8К на старом телефоне и говорить, что нет никакой разницы с видосом 720Р. Понимаете аналогию? Система должна давать возможности это услышать. И отсюда же вопрос целесообразности - если система это условная Нокия 3310, но нафиг тебе не нужен провода за штуку баксов. Все должно быть сбалансированно.
Касаемо влияния на звук усилителей, процессоров, акустики и прочего аппарата - тут даже самые упертые измеряльщики не особо спорят - это безусловно влияет, и самым драматическим образом. Особо писать про это не буду.
А вот про влияние психоакустики - буду. У нас есть небольшой курс от Евгения Афанасьева про это. Желающие могут написать в ЛС и получить его. И видосик есть на канале в Ютубе и Дзене, тоже можно ознакомиться
Измеряльщики почему-то психоакустику вносят в разряд врагов, типа "это все психоакустика, значит этого нет". Я не буду много говорить, посмотрите видосик, и все станет понятно. Однако, я все же задам вопрос:
- а вы музыку слушаете приборами, господа измеряльщики? Или ушами?
У нас у всех есть мозг (я надеюсь, во всяком случае), он более-менее одинаковый у нашего биологического вида. И обработку информации он делает примерно одинаково и у аудиофилов, и у измеряльщиков. И даже у не примкнувшим к какому-либо лагерю. Поэтому влияние психоакустики на восприятие музыки одинаково у всех.
И как всегда, дьявол кроется в деталях. А именно в наличии слуха и наслушанности. Это не одно и тоже.
Музыкальный слух есть у большинства людей. Более того, его отсутствие это легкая патология. Неопасная, безвредная, но тем не менее. У кого-то она выражена сильнее, у кого-то слабее. Некоторые не различают высоты разных нот. Некоторые различат, но не смогут воспроизвести (спеть). К сожалению, прокачать этот дефект серьезно нельзя.
А есть те, у кого слух есть, но нет наслушанности, то есть тренированности слуха. Нет ориентиров, референсов, на которые можно опереться. А вот это очень даже прокачивается многочисленными прослушиваниями. Хорошей музыки на хороших системах. Сравнением. Походами на живые концерты. Короче все как в любом спорте - хочешь результаты - тренируйся.
Пора закругляться, но я отдельно скажу про еще одних "врагов всего прогрессивного человечества", про маркетологов.
- Провод за 500 баксов? Это маркетинг, а так он не звучит лучше ШВВП!
- Процессор за 5 тысяч рулит, нафиг эти ваши процы на шысяттыщь!
Нет, друзья, это не так. Увы, маркетологи приложили свою руку к тому, чтобы вызывать недоверие, но не настолько. Серьезное производства стоит серьезных денег, и конечное изделие не может стоит дешево. А если стоит - делайте выводы. Некоторые думают, что вот де маркетологи суки, коммерсы туда же, а реально оно стоит копейки, просто с нашего брата дерут денежки.
Тут следует отвлечься к совсем иному примеру, из сферы телефонов. Когда вышел какой-то там Айфон, ценой 1500 баксов в розницу, ушлые граждане посчитали комплектуху, и выяснили, что ее в изделии не более чем на 500 баксов (на память, точно не помню). Тут же последовал вывод - аааа, посмотрите как на нас наживаются проклятые, целую штуку баксов навара имеют, а продают изделия миллионами!
Это-то конечно да, но...
А кто посчитал стоимость разработки продукта? Инвестиции в инфраструктуру? Зарплаты, аренды, налоги, логистику, растаможку, амортизацию оборудования, наценку всей цепочки, от завода до розничной точки? Там даже если каждый 10% накинет, в итоге набегает 100% от исходной.
Кстати, накиньте все это на изделие в 5 тыр в розницу, и оцените, сколько оно стоит в производстве. И можно ли за эти деньги получить что-то качественное. Посчитали? Молодцы, думаю вопрос закрыт.
Уффф, получилась целая простыня, но надеюсь основная мысль понятна - на звук влияют многие вещи, в том числе и те, которые нельзя измерить (про это подробнее во второй части, про измеряльщиков). Но при этом не надо упарываться на совсем уж абсурдные вещи. И надо понимать условия прослушивания и способность вашей системы и ушей это услышать.
Надеюсь получилось донести, можно и обсудить. Пишите в комментариях что вы про это думаете. А через пару дней будут вторая часть.