В 1497 году португальский мореплаватель Васко да Гама обогнул Мыс Доброй Надежды. Но он плыл в Индию, и останавливаться на юге Африки не стал. Португальцы по какой-то причине так и не заинтересовались этими землями. Лет примерно через 150 сюда приплыли голландцы и основали колонию. Спасаясь от религиозных преследований у себя на родине, в Африку бежали французские протестанты – гугеноты. Таким образом возник новый народ – африканеры, их также еще иногда называют бурами (бур – по-голландски крестьянин.) У них свой язык – африкаанс. По сути голландский язык XYII века. Еще лет через 150, когда стало ясно, юг Африки несметно богат алмазами и золотом, сюда приплыли англичане. Их упорная экспансия привела в итоге к кровавой Англо-бурской войне.
В 1947 году в ЮАР был установлен расистский ражим Апартеида, против страны введены международные санкции. Но несмотря ни на что, ЮАР смогла создать мощную промышленность, здесь впервые в мире провели пересадку сердца, в обход международных правил страна смогла получить атомную бомбу. Апартеид не мог существовать вечно, в 1994 году он был отменен окончательно. Денежная единица ЮАР – ранд (юаровский рубль). На нем изображен первый чернокожий президент страны Нельсон Мандела. Южноафриканский ранд стоит примерно 5 русских рублей.
- Дивись, СтанИслав, хлопец то босый шагает по городу, - удивился Амарал. - И где ж он сапоги то потерял?
- Та поди з глузку сьихав, вот и шастаить.
- Та, ни, вроде б взгляд разумный.
- Тады, поди, махновцы отобрали. Чи бандеривцы. Бедненький, как же ему колко то небось?
К автомобильной парковке направлялся здоровенный белый бородатый мужик, в шортах и босой. Он подошел к дорогущему «Мерседесу», сел за руль, и покатил в направлении большой автострады.
Амарал со СтанИслвым жадно рассматривали новую для себя страну: ЮАР. Час назад, когда их автомобиль только пересек границу, стало очевидно: Юарщина это тебе не то же, что Мозамбикщина. Прямая, хорошего качества, без каких-либо ухабов автострада, кругом ухоженные, чистенькие, поделенные «по линеечке» поля, колючая проволока. Может даже и под напряжением. Угодья под охраной. Сначала шли плантации сахарного тростника, потом тростник сменили банановые пальмы. Бананы выращивают по израильской технологии, на каждую связку, как только она появляется, надевают прозрачный пакет, и дальше фрукты уже зреют в пакете. Таким об разом сразу достигается 2 цели, бананы не клюют птицы, и собирать их так гораздо проще. Даже и мыть потом не нужно.
- Як гарна наша земля, богато здесь всего, - восхищался Амарал.
- Юарщина – ридна битькивщина, - вторил СтанИслав.
В ЮАР русскую съемочную занесло по делу. Совсем рядом с мозамбикской границей в «Драконовых горах» в 1986 году разбился самолет президента Мозамбика Саморы Машела. Весь экипаж был советский, и до сих пор до конца не ясны причины катастрофы.
То ли юарвовцы сумели направить самолет по «ложному маяку», то ли пилоты наши ошиблись. После съемок на месте катастрофы, где находится огромный мемориал, дядя Леша решил «угостить» своих людей проездкой в Крюгер Парк. Знаменитый на весь мир заповедник с дикими африканскими животными. А заодно, и посмотреть, хоть и мельком на удивительную, романтическую и долгие годы полностью закрытую для всех страну. Оказалось, что теперь русским сюда виза вовсе не нужна. Приезжай как к себе домой, будь ласков. Несмотря на такие правила, русские здесь редкие гости, офицер пограничного пункта (афро-африканец) долго и придирчиво рассматривал диковинные паспорта, явно наблюдая их впервые. Потом пришел его начальник (евро-африканец) и сказал: «Это русские, с ними у нас безвизовый режим.» И вот телевизионщики в ЮАР.
Да, конечно Апартеид, хоть его формально давно уже отменили, на практике существует до сих пор. По дороге то и дело попадались убогие и нищие негритянские деревни, а через пару километров - шикарный коттеджный поселок, за колючей проволокой, и там живут белые. Я слышал, что белых теперь сильно угнатают, может это так и есть. Но вот так, беглым взглядом это не определить. Белые, кстати, этнически совершенно не смешиваются с негритянским населением. Здесь почти не увидишь мулатов. Негры - это негры (хотя в ЮАР огромное количество различных народностей и соответственно каждая имеет свой собственный язык), африканеры – они больше всего похожи на голландцев, потом - англичане, конечно же там живут, и тоже ни с кем не смешиваются, еще, и индусы, и метисы, и поляки, и литовцы и даже русские. Но речь не о них. Чаще всего Амарал со СтанИславым встречали здесь африканеров. Обычно совершенно белокожие люди (белей русских), мужики чаще всего большого роста, многие носят бороды. Женщины малопримечательные, но все же, под стать своим мужчинам.
Амарал обратил внимание - многие африканеры (или буры, как кому угодно) имеют привычку ходить босиком в местах для этого вовсе не предназначенных. Например, по торговому центру. Не то, чтобы все так поступают. Но вот типичная картина: семья – папа, мама, сын лет 14 и дочь 12, выходят из дорогого «Джипа» и направляются в супермаркет.
У родителей на ногах вьетнамки, а у детей ровно ничего. Да и взрослые тоже часто так ходят. Видно это распространенный обычай, потому как никто на них не обращает никакого внимания. "Я вот точно также поступаю у тебя на даче, но чтобы прямо по городу, так нет,» - подумал Амарал. Как-то наткнувшись в общественном туалете на совершенно босого здоровенного бородатого мужика Амарал подумал: «Пьяный, ну не иначе, пьяный». Приблизившись к этому человеку и хорошо принюхавшись, Амарал все-таки понял, этот человек абсолютно трезв. «Да. Смелый был хлопец Уинстон Черчилль, раз пошел воевать против буров.» - у Амарала возникла совершенно поразительная мысль. - «Я бы никогда не стал воевать с людьми, которые не боятся заходить в общественный туалет босиком. Таких не победить.»