Найти тему
Александр Пересвет

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА ОТ АДАМА ДО НАШИХ ДНЕЙ.

Многие священники считают что природа человека изменилась с момента Библейского грехопадения Адама. Вот как это выражает здесь один из выразителей церковной позиции по этому вопросу: "Земля вся изменилась. Вся природа изменилась. И природа в том числе самого человека. Человек стал смертным, тленным, то есть подверженным болезням, и страстным в то время как в Раю он ни в чем не нуждался, никогда ни чем не болел, и всем был обеспечен. И был практически совершенством - безгрешным и бесстрастным."

Однако так ли это? Изменилась ли природа человека. Попробуем разобраться.

Бог создал человека в Своем Царстве (Эдеме) еще до того как человек попал на Землю, то есть воплотился в виде земного живого существа, поэтому животную природу человека нельзя считать его исходной природой.

Есть такое философское определение: "Человеческая природа — это концепция, которая обозначает фундаментальные склонности и характеристики, включая способы мышления и чувства и действия, которые, как говорят, присущи людям от природы."

Фактически природой человека можно считать всё то, что заложил в него Создатель.

Теперь нужно разобраться - а могло ли это (заложенное содержание) измениться, повредиться.

Бог знает точно что содержится в Его творении (в человеке). Это только для людей "чужая душа потемки". Но не для Бога. А как сделать так, чтобы содержимое (природа) проявилось и облагородилось, стало Богоподобным? Но Адам живет в Раю как дитя. Всем обеспечен и полностью невозмутим. А Богу не нужен овощ и не нужен "омут" в котором неизвестно что водится (неизвестно прежде всего самому Адаму). Что делает Бог. Он дает Адаму заповедь (запрет на плоды указанного Богом дерева). До этого Адам проходил сотни раз мимо этого дерева и оно для него от прочих не отличалось. Попробуйте дать запрет ребенку на что либо. Известно что произойдет. Сработает человеческая природа и ваш запрет непременно будет нарушен (запретный плод слаще). Дальше известные действия известного змия, который тоже на поводке и без разрешения (попущения) ничего не делает.

Так Бог испытал природу своего творения (человека). Выявилось что природа эта порочна, а никак не Божественна. Точнее, в ней присутствует порочность. Как же ее, эту природу, можно облагородить? Бог мог сделать со своим творением всё. Но богу не нужен послушный робот или марионетка. Ему нужен Человек способный сам сеять Любовь и способный видеть духовные нечистоты. Способный отличать зерна от плевел, овец от козлов. То есть Богу нужно Творение подобное Ему не только внешне (образ и подобие), а еще и внутренне - духовно.

Для этого Бог отправляет человека из Эдема на Землю. То есть Адам воплощается в конкретное живое существо, рожденное в этом Мире. Да, смертным, тленным, подверженным болезням как и всё живое в этом Мире! И самое главное, в этом Мире человек постоянно искушаем. Тот самый змий здесь является главенствующей силой (князь мира сего). И Мир этот полон искушений, и жизнь в нем для человека полна искушений, страданий. Это место где, по замыслу Создателя, человек испытывается на протяжении всей его жизни. Испытывается в каком смысле? Богу в нем испытывать нечего - Он знает всё его содержимое. Испытывает искушения и страдания сам человек. Сам человек познает самоё себя в течение всей своей жизни.

А чтобы человек не бродил бесцельно как "ежик в тумане", Бог дает ему подсказки, направления. На землю периодически приходят люди от Бога - пророки, принося ту или иную информацию по ходу движения Истории. Наконец на землю пришел (воплотился) сам Господь, Бог-сын (Иисус Христос). Он своей жизнью и своей Крестной Смертью дал уже окончательное и точное определение пути спасения для человека (человека в виде всего человечества). Он дал точное направление возвращения в Эдем в том виде, который нужен Богу (Богу-отцу). Символически это отражено в изображении распятия, которое есть в каждом православном храме:

-2

А так же в символе креста со стрелкой вниз, указывающей на тленные кости Адама, и стрелкой вверх, говорящей о восхождении Христа на крест:

-3

Выходит, что природа человека не изменилась. Она двойственна как в момент создания его Богом, так и сейчас. В ней присутствует как Божественное начало, так и порочное. И человек должен познать всё это. И он должен свободно, по собственной воле, выбрать то что угодно Богу. Фактически это означает выбрать Бога. А Бог есть Любовь. На это сделал акцент, прямое и точное указание, Иисус Христос. Это указание содержится в Его Заповедях Любви: Любви к Богу и Любви к ближнему.

Теперь мы можем разобраться в том, а что же конкретно должен делать, как должен жить человек, который по-настоящему стремится к Богу? Что вытекает из заповедей Христа и как они соотносятся с заповедями ветхозаветными ("не убий", "не укради" и тд.)?

Итак, мы знаем, что в человеческой природе есть порочное начало. Раз Бог его заложил, значит не мог не заложить. Набор пороков давно известен. Начинается он с гордыни и далее по списку. Каждый порок - это потенциальная возможность, склонность человека принять соответствующее искушение. Можно сказать, что порок - это дверь для соответствующего беса. Но наличие того или иного порока в человеке еще ни о чем не говорит. Так же как взрывчатка без детонации может лежать долгие годы подобно куску мыла, так и порок ни чем себя не выдает. Но Бог присутствует в жизни каждого человека. Он создает ситуацию (набор обстоятельств) который провоцирует порок. Это и есть искушение. Как для ребенка запретная конфетка. Искушение это когда дверь порока открывается и душа доступна бесу.

Но вот впустит ли человек беса в свою душу - выбор за каждым из нас. Здесь может возникнуть вопрос - ну что, съел я лишний пирожок и уже согрешил? Как правило, батюшки отвечают утвердительно. Но нет!Искушение не было бы искушением, если бы оно не было связано со страданием ближнего. На примере с пирожком: Ты ешь пирожок, а на тебя смотрят глаза голодного человека, который не имеет возможности покушать. Что ты выберешь? Любовь к ближнему или свой личный интерес (набивание своего брюха)? И так во всём. Искушения в нашей жизни на каждом шагу. Мы каждый день показываем Богу свой выбор. Для Бога главное то, что человек выбирает: Бога (Бог есть Любовь) или дьявола (свой личный интерес).

Христос показал, что способен пожертвовать своей жизнью ради спасения людей. И этим показал, что для Бога главное качество в человеке - способен ли человек пожертвовать хоть чем-то ради ближнего. Начиная от свободной минутки и заканчивая жизнью своей.

Однако, церковнослужители говорят - надо исполнять заповеди, имея в виду "не убий", "не укради" и т.д., то есть заповеди ветхозаветные. Как же разобраться, что важнее - заповеди Любви или ветхозаветные, и как они соотносятся?

Вот что сказал Иисус Христос: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5: 17)

О чем это? "Закон или пророки" - это об Истинах Ветхого Завета, в том числе и о ветхозаветных заповедях. Но надо правильно понимать здесь слово "исполнить". Оно означает "наполнить". Чем же наполнить? А вот наполнить именно Любовью. Указав на заповеди Любви, Иисус Христос дал точное направление. Ведь Заповеди Любви тоже не Он первый произнёс. Они до него содержались в Ветхом Завете, то есть были составной частью этого: "Закон или пророки".

Но это только одна "сторона медали".

Второе и главное. Всей своей жизнью и делами Христос показывал главенство Любви над любыми правилами Священного писания. Фарисеи старались подловить Христа на нарушении ветхозаветных заповедей. Например на заповеди о дне субботнем, когда запрещено делать любые дела. Что сказал Иисус?

"Иисус сказал им: — Если у кого-то из вас есть одна-единственная овца, и в субботу она упадет в яму, то разве он не вытащит ее оттуда?" (Евангелие от Матфея 12:11). И таких примеров в Евангелие много.

О чем это говорит? О том, что без Любви ни одно правило, ни одна ветхозаветная заповедь не работает. Как потом сказал апостол Павел: "Без Любви всё ничто". То есть без наполнения Любовью не может быть исполнена ни одна ветхозаветная заповедь.

Таким образом для человека путь к спасению, возвращению к Богу, только один - через его постоянный выбор Бога (Бог есть Любовь) во всех жизненных ситуациях. Именно это показал Иисус Христос, то есть Сам Господь Бог.